Введение
Дошкольное образование ориентировано на то, чтобы, не лишая детей радостей детства и сохраняя ценность этого периода, плавно подготовить их к школе, к новой социальной роли ученика, постепенно вовлекая в учебный процесс. Следовательно, дошкольный возраст становится критически важным для формирования базовых навыков социальной зрелости и компетентности, которые в дальнейшем определяют траекторию развития ребенка и его успешную адаптацию в школе [1, 2].
Дошкольное образование, выступая в качестве отправной точки образовательного процесса, закладывая фундамент всего образовательного пути человека, претерпевает изменения в рамках российского образования. Суть этой модернизации заключается в том, что результатом работы дошкольных образовательных организаций становится не столько багаж знаний, сколько развитые у ребенка ключевые компетенции [3, 4].
В исследованиях Н.А. Морозовой и Н.А. Реуцкой прослеживается корреляция между применением компетентностного подхода и уровнем качества дошкольного образования. Авторы обоснованно утверждают, что комплексная оценка современного дошкольного образования невозможна без учета показателей здоровья детей [5]. Данное положение находится в прямой зависимости от эффективности реализации компетентностного подхода в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентированной на формирование у детей доступных им здравых форм поведения. Эту мысль поддерживает и Ю.М. Штольц, отмечая значимость компетентностного подхода к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации [6].
Физкультурно-оздоровительная компетентность в дошкольном возрасте, по мнению Л.П. Кудалановой, представляет собой интегративное личностное образование, включающее мотивационно-потребностную сферу, когнитивный компонент (знания о здоровье и физической культуре); операциональный компонент (умения и навыки в области физической активности) и опыт здоровьесберегающей деятельности [7]. По мнению Е.В. Романовой, Н.А. Прониной, она проявляется в способности ребенка адекватно оценивать ситуацию, связанную с его физическим состоянием, и принимать обоснованные решения для достижения конкретных результатов в укреплении и развитии здоровья. Компетентность в физкультурно-оздоровительной деятельности, приобретенная в дошкольном возрасте, играет важную профилактическую роль [8, 9]. Компетентность, как отмечают Е.А. Заломская, С.А. Якоб, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и привычки заботиться о нем, что в будущем поможет преодолеть распространенное пренебрежение к здоровому образу жизни [10].
Р.И. Айзман рассматривает здоровье как целостную систему, объединяющую физическое, психическое и духовное благополучие человека, находящуюся в тесной взаимосвязи с окружающей средой и социальными условиями. В своих исследованиях он разработал методологию и методику оценки здоровья, а также создал компьютерную программу для мониторинга здоровья участников образовательного процесса [11]. Эта программа отличается простотой использования, доступностью и возможностью формирования электронных паспортов здоровья для различных групп населения [12, 13].
Т.В. Волосникова, изучая управление факторами, влияющими на здоровье детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду, исследовала регуляторы управления здоровьем дошкольников. Она подчеркивает важность четкой и понятной формулировки целей оздоровления для родителей, что способствует их мотивации к участию в этом процессе [14]. И.И. Габеркорн отмечает, что осознанное сохранение здоровья ребенка требует от родителей не только времени и ресурсов, но и понимания современных принципов организации здоровьесберегающей среды для ребенка, которые должны способствовать навыку самостоятельной ответственности за свое здоровье. Состояние здоровья молодого организма в значительной степени детерминировано характеристиками среды его развития. Здоровьесберегающая среда образовательной организации представляет собой динамическую систему условий, обеспечивающих все компоненты здоровья и способствующих формированию ценностного отношения к нему. Несмотря на это, процесс укрепления здоровья детей часто характеризуется бессистемностью и формальным подходом. Эффективное решение данной проблемы требует разработки и внедрения в дошкольных образовательных организациях системной модели, ориентированной на создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения потребностей детей в формировании и укреплении здоровья и социальной компетентности [15].
Обеспечение здоровья детей требует переориентации на формирование у них навыков личной ответственности за собственное самочувствие. Данная задача предполагает существенные трансформации в организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования – изучить эффективность применения игровых проектов как инструмента формирования социальной компетентности дошкольников в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности.
Материалы и методы исследования
Исследование было реализовано на базе МБДОУ Детский сад № 14 «Центр развития ребенка «Золотой ключик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 80 воспитанников старшего дошкольного возраста. В рамках исследования авторами были использованы разнообразные методы:
1. Наблюдение и фиксация результатов наблюдения. Проводилось систематическое наблюдение за поведением детей в ходе физкультурно-игровых мероприятий, фиксировались показатели активности, сотрудничества и лидерских качеств.
2. Экспериментальные группы. Были сформированы две экспериментальные группы: контрольная группа (без внедрения игровой проектной деятельности) и экспериментальная группа (включающая игровое проектирование).
3. Тестирование и анкетирование. Оценивались изменения в уровне физической подготовки и социально-коммуникативной компетенции участников эксперимента.
4. Анализ продуктов детской деятельности. Изучались рисунки, поделки и другие творческие продукты, созданные детьми в процессе участия в игровых проектах.
Контрольная группа проходила традиционную программу физкультурно-оздоровительной деятельности, тогда как экспериментальная группа активно участвовала в специально разработанных игровых проектах, направленных на повышение социальной вовлеченности и физической активности.
Результаты исследования и их обсуждение
Представлены количественные данные (рис. 1), отражающие распределение дошкольников по уровням сформированности социальной компетентности (высокий, средний и низкий) в области физкультурно-оздоровительной деятельности, реализуемых в формате игровых проектов. Данные получены эмпирическим путем с использованием методов систематического наблюдения, тестирования, анализа продуктов творческой деятельности и полуструктурированного интервью.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что уровень социальной компетентности значительно вырос у детей экспериментальной группы, использовавших игровые проекты, по сравнению с контрольной группой. Процент детей со средним уровнем снизился незначительно, однако общий баланс сместился в сторону повышения высоких уровней. Количество детей с низким уровнем сократилось почти вдвое в экспериментальной группе, что свидетельствует о позитивных изменениях.
Рис. 1. Результаты оценки (%) уровней социальной компетентности дошкольников в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, полученные в ходе реализации игровых проектов Источник: составлено авторами по результатам данного исследования
После завершения эксперимента авторы констатировали ряд позитивных изменений в экспериментальной группе. В частности, значительно возросла мотивация к совместной деятельности, что выразилось в повышенном интересе к спортивным мероприятиям и командным играм. Участники продемонстрировали улучшенные навыки командной работы, проявляя лидерские качества, способность к координации и конструктивному разрешению конфликтов. Также наблюдалось развитие эмоциональной устойчивости и самоконтроля, особенно в стрессовых ситуациях. Физическое развитие участников экспериментальной группы также превзошло показатели контрольной группы, что подтверждается улучшением выносливости, силы и координации. Наконец, участники стали более самостоятельными и уверенными в себе, успешно принимая решения и выполняя задачи.
Исследование подтверждает важность игровых методов в дошкольном образовании для развития социальных навыков и здоровья детей. В центре внимания – разработка и внедрение социально-игровых проектов, удовлетворяющих ключевые потребности ребенка. В представленном проекте были разработаны игровые программы, призванные способствовать развитию у детей дошкольного возраста социальной компетентности, связанной с физической культурой и заботой о здоровье. Основная цель проекта заключается в создании, теоретическом обосновании, практическом тестировании и последующей оценке эффективности этих игровых проектов. Ожидается, что они помогут сформировать у дошкольников необходимую социальную компетентность, подготовить их к школе с точки зрения физического развития и привить им основы здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели определены четыре ключевые задачи, которые наглядно представлены на рис. 2.
Рис. 2. Проектные задачи по развитию социальной компетентности дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности Источник: определены авторами на основе проведенного исследования
Рис. 3. Практические мероприятия, необходимые для исследования мотивации к занятиям физкультурой и оздоровлением у детей, педагогов и родителей Источник: определены авторами на основе проведенного исследования
Общий план реализации проекта включает в себя три этапа.
Этап 1 – теоретическая подготовка. В рамках данного этапа была проведена работа по созданию концепции проекта и подготовке материалов для участия в региональной научно-практической конференции «Социализация растущего человека в современном образовательном пространстве». Ключевым достижением этапа стала публикация статьи «Проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста» в издании, включенном в перечень ВАК.
Этап 2 – эмпирическое исследование. На втором этапе проводилось исследование мотивации к занятиям физкультурой и оздоровлением у детей, педагогов и родителей. Также оценивалась результативность образовательного процесса в формировании социальной компетентности, связанной с укреплением здоровья. Этот этап осуществлялся через реализацию определенных мероприятий, представленных на рис. 3.
Этап 3 – практическая реализация и обобщение результатов. Заключительный этап включал завершение научно-экспериментальной работы по созданию и внедрению социально-игровых проектов, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты исследования были систематизированы, представлены в научно-педагогических публикациях и оформлены в виде отчетов.
Имеющийся у коллектива научный задел по проекту (указываются полученные результаты, разработанные программы и методы, экспериментальное оборудование, материалы и информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении коллектива для реализации проекта). Реализация игровых проектов, ориентированных на развитие социальной компетентности дошкольников в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности, невозможна без активного и квалифицированного участия педагогического коллектива.
Проект направлен на комплексное развитие социальной компетенции дошкольников посредством активной интеграции подвижных игр и традиционных русских дворовых игр в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций Белгородской области. Важнейшими результатами внедрения проекта являются следующие ключевые достижения: улучшение физического здоровья благодаря регулярному участию в активных играх и соревнованиях; социально-коммуникативное развитие, поскольку участники учатся договариваться друг с другом, решать конфликты мирным путем, проявлять терпение и уважение к партнерам по игре; эмоционально-психологическое благополучие через снижение тревожности и стресса у детей благодаря радостным впечатлениям от совместных игр и достижений.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание играет ключевую роль в формировании здоровья детей дошкольного возраста. Важнейшим элементом является развитие социальной компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром, решать социальные задачи и заботиться о своем здоровье. Исследования показывают, что у значительной части белгородских детей наблюдается отставание в двигательном развитии и недостаточная сформированность компетентности в области физкультуры и здоровья. Для решения этой проблемы авторы разработали проект, в котором особое внимание уделяется подвижным играм с правилами. Эти игры позволяют детям не только развивать физические навыки, но и приобретать социальный опыт, осваивая правила и нормы поведения. Данный проект демонстрирует значительное положительное влияние на физическое здоровье, социальную зрелость и личностное развитие дошкольников, обеспечивая им прочную основу для успешной социализации в будущем.