Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

XXI век характеризуется трансформацией традиционных стереотипов репро­дуктивного поведения, вытеснением ценностей материнства, участившимися случаями девиантного материнства. Осозна­вая важность возникших проблем, и пред­принимая попытки их решения, Правительством Российской Федерации уделяет­ся значительное внимание семье. При этом акценты ставятся на финансовую под­держку материнства и «качество» потом­ства, которое предлагается регулировать посредством превентивного здравоохране­ния, воспитания и образования. Однако вопросы психолого-педагогического со­провождения материнства на более позд­них этапах пока остаются открытыми.

Принимая позитивный потенциал, накопленный в области разработки техно­логий сопровождения материнства (Т. Гордон [4], Д. Джонвард [5], А.С. Спиваковская [15], И.М. Марковская [11], М.Ю. Ермихина [13], М.Ю. Колпакова [10], Тетерлева [12] и др.), мы ставим задачу по­иска новых путей его гармонизации.

Опираясь на общепризнанный в науке факт, констатирующий, что уровень развития личности, эффективность ее дея­тельности и особенности взаимодействия с окружающими пропорциональны уровню развития ее самосознания (И.С. Кон, 2003; А.Н. Леонтьев, 1997; А.А.Налчаджян, 2003; СЛ. Рубинштейн, 1999; В.В.Столин, 2003), на основе рефлексивного подхода мы разработали и апробировали психолого-педагогическую технологию развития самосознания матери «Я - Мама».

Под самосознанием матери понимается сложное синтетическое психологически значимое образование, присущее каждой женщине-матери, которое опреде­ляет содержание ключевых переживаний матери и выступает внутренним фактором рефлексии ее отношения к самой себе и своему ребенку. С процессуальной сторо­ны самосознание матери есть сложный психический процесс, сущность которого состоит в постижении и отражении мате­рью образа Я (самопостижение), эмо­ционально-ценностном отношении к этому образу (самоотношение) и регуляции на этой основе поведения (самореализация). Структура, генезис и детерминанты само­сознания матери в значительной мере определяются как внешними (социальными), так и внутренними (личностными) факто­рами, предполагающими возможность изучения как универсальных, так и инди­видуально своеобразных закономерностей его развития у каждой женщины [3].

Сущность нашего подхода заключа­ется в создании условий для осознания и принятия женщиной роли матери, собст­венной индивидуальности, а также форми­рование ценностно-смысловых оснований материнства. Разрабатываемая нами тех­нология направлена на укрепление у мате­ри веры в себя, понимание возможностей для самореализации в роли матери, распо­знавание возможностей, способствующих ее личностному росту, поиск ресурсов для совершенствования, формирование уме­ний принимать решения относительно значимых ситуаций в жизни и актуализа­цию личной ответственности.

Целью технологии является разви­тие самосознания матери посредством формирования навыков рефлексии. В ходе реализации предлагаемой нами техноло­гии решаются следующие задачи: разви­тие навыков рефлексии; формирование мотивации на личностные изменения и стремления женщины к саморазвитию; стимулирование готовности к самоанализу и самораскрытию; формирование ценно­сти материнства; проработка стереотипов, вынесенных из родительской семьи; при­нятие ответственности за свои решения и поступки; формирование адекватной са­мооценки; расширение поведенческого репертуара; осознание личностных про­блем, блокирующих понимание характера взаимодействия с членами семьи; повы­шение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения и обу­чение навыкам эффективного общения; прояснение целей, перспектив и ресурсов личностного роста и развития самосозна­ния матери.

Реализация разработанной нами на основе рефлексивно - ориентированного подхода технологии предполагает использование специальных методов, среди кото­рых особое место занимают методы самодиагностики, методы, направленные на оказание помощи матерям, и методы, ориентированные на повышение их психологической компетентности. Таким образом, в рефлексивно - ориентированном подхо­де метод есть одновременно способ позна­ния и преобразования. Реализация метода предполагает, что мать совместно с психологом превращает себя в предмет познания, исследования, преобразования, разви­тия. Поэтому наиболее удачной формой реализации технологии является тренинг личностного роста как метод преднаме­ренных изменений человека, направлен­ный на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсональ­ного взаимодействия, формирование стра­тегии личностного развития. Мишенью психолого - педагогического воздействия являются структурные компоненты само­сознания матери - самопостижение, самоотношегие и самореализация.

Весь цикл технологии включает 36 часов (девять занятий по четыре часа). Все упражнения построены по схеме: самопознание, следствием которого является са­мопобуждение и программирование личностного роста, являющиеся необходимым условием самореализации. Тренинг вклю­чает в себя три блока, каждый из которых ориентирован на проработку одного из структурных компонентов самосознания матери.

Первый блок технологии направлен на работу с самопостижением, поскольку для запуска процесса развития самосозна­ния в первую очередь, необходимо, опре­делить направление развития, осознать факторы, препятствующие построению позитивной Я-концепции. На протяжении запланированных встреч, женщина позна­ет себя, систематизирует представления о себе как о матери. Постепенно возникает обобщенный образ Я-мать, осознание и понимание которого будет способствовать его углублению, уточнению и расшире­нию, создаст необходимую мотивацию к изменению. Работа в данном блоке так же направлена на принятие женщиной ответ­ственности за себя, свои поступки, свою жизнь, что способствует переходу от самопознания и самопобуждения к програм­мированию личностного роста.

Второй блок направлен на работу с самореализацией. Построен на исследова­нии и расширении поведенческого репер­туара, что является логичным продолже­нием первой части программы, так как вслед за осознанием и определением путей развития, участники получают «инстру­мент» для изменения: происходит переход от потребности к реальной деятельности.

Третий блок направлен на работу с самоотношением. Реализация предыдущих блоков неизбежно вызывает изменения: уточняется содержание образа «Я-мать», расширяется поведенческий репертуар ма­тери. Целью данного блока является сбли­жение образов «Я-мать» и «Идеальная мать», снижение напряженности, прора­ботка внутриличностных конфликтов, по­вышение самооценки и уверенности мате­ри в себе, а также формирование предпо­сылок к дальнейшему саморазвитию.

Для проверки эффективности технологии  применялся кази-экспериментальный план с контрольной группой. Экспериментальная группа приняла участие в тренинге развития самосознания матери, по истечении которого была произведении проверка достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами и оценка сдвига показателей в экспериментальной группе.
Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений под влиянием экспериментальных воздействий в группе, прошедшей тренинг. В контрольной группе статистически значимых изменений не произошло.

Проанализируем высоко достовер­ные различия «до» и «после» эксперимента.

Наиболее чувствительными к гармонизирующему воздействию тренинга для самопостижения оказались «иденти­фикация со счастливой матерью», «иден­тификация с идеальной матерью» (в сред­нем увеличение на 2,93, 2,93 балла соот­ветственно); «идентификация с матерью которой была раньше», «идентификация с матерью, которой не буду никогда» (в среднем уменьшение на -2,02, -2,2 балла соответственно); менее статистически зна­чимым оказалось изменение переменной «идентификация с несчастной матерью» (в среднем уменьшение на 1,82 балла). Дан­ные изменения свидетельствуют о сбли­жении образов «Я-реальное» и «Я-идеальное», «Я-реальное» и образа счаст­ливой матери. Уменьшение идентифика­ции с матерью, которой была раньше, с матерью, которой не буду никогда и не­счастной матери так же свидетельствует о гармонизации «Я-концепции» матерей. Снижение идентификации с матерью, ко­торой была раньше, свидетельствует о пе­ресмотре женщинами образа реального Я и нахождении значительных отличий межу двумя образами.

Обращает внимание отсутствие динамики переменных, описывающих категории конструктов. Это может быть связано с тем, что конструкты представляют собой достаточно устойчивую систему, позволяющую описывать и прогнозиро­вать реальность, и пересматриваются человеком, когда перестают выполнять свою описательно-прогностическую функцию. Мы можем предположить, что конструкты испытуемых являются эффективными в описании и прогнозировании реальности.

Среди переменных, описывающих самоотношение, наибольшей динамике оказались подвержены открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное «Я», самоценность, самопривязанность, конфликтность (в среднем изменение на -3,05; 3,05; 2,36; 2,8; 2,6; -2; -2,52 балла соответственно).

Таким образом, по окончании рабо­ты в группе, матери стали более открыты­ми и честными в отношениях с самой со­бой, повысился уровень их рефлексии, актуализировалось стремление к более глубокому пониманию себя и развитию собственной личности. Женщины стали более уверенными в себе, появилось ощущение силы собственного «Я». Они удовлетворе­ны собой, своими начинаниями и дости­жениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Основной источник собственной активности, результатов и достижений, источник развития собственной личности женщины видят в себе. Матери стали ощущать ценность собственной личности и воспринимать себя принятыми окру­жающими, чувствовать, что их любят и ценят за личностные и духовные качества. Появилось ощущение баланса между соб­ственными возможностями и требования­ми окружающей реальности, между притя­заниями и достижениями, вполне доволь­ны сложившейся жизненной ситуацией и собой.

Изменения затронули и переменные, описывающие самореализацию. Серьез­ные изменения претерпели характеристики эмоционального взаимодействия матери и ребенка: способность воспринимать со­стояние ребенка, понимание причин со­стояния, способность к сопереживанию, чувства, возникающие у матери во время взаимодействия с ребенком, безусловное принятие, отношение к себе, как к родите­лю, преобладающий фон эмоционального взаимодействия, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной под­держки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка (в среднем увеличение на 2,9; 2,8; 3,05; 3,05; 2,8; 3,05; 3,05; 3,05; 3,05; 3,05; 3,05 балла соответственно). В целом, матери стали лучше распознавать эмоциональное со­стояние своих детей, понимать причины, вызвавшие это состояние и сопереживать ему. Они принимают все качества и пове­денческие проявления своего ребенка. Чувства, возникающие у матери в процес­се взаимодействия с ребенком, отношение к себе как к родителю и общий эмоцио­нальный фон взаимодействия - положи­тельные. Матери стремятся к телесному контакту с ребенком, оказывают ему эмоциональную поддержку, учитывают со­стояние ребенка при построении взаимо­действия и успешно выполняют регулирующую функцию.

В отношении к ребенку подвижны­ми оказались такие параметры как мяг­кость - строгость, отсутствие сотрудниче­ства - сотрудничество, непоследователь­ность - последовательность, удовлетво­ренность отношениями с ребенком (в среднем изменение на -2,4; 2,93; 2,93; 2,93 балла соответственно). Таким образом, отношения с ребенком изменились в сто­рону сотрудничества, большей мягкости и нежности, постоянства в отношении к ре­бенку, последовательности в применении поощрений и наказаний и большей удов­летворенности отношениями с ребенком.

Перестройка отношения матерей к воспитательной практике выразилась в побуждении словесных проявлений, вербализации (увеличение в среднем на 2,9 балла), установлении партнерских и уравнительных отношений с ребенком (в среднем увеличение на 2,8; 2,66 балла соответственно), развитии активности (увеличе­ние в среднем на 2,9 балла).

Произошел сдвиг в сторону сниже­ния излишней строгости (уменьшение в среднем на -3,05 балла), зависимости ре­бенка от семьи (уменьшение в среднем на -3,05 балла), подавления агрессивности и сексуальности (уменьшение в среднем на -2,59; -2,36 балла соответственно).

Перестройка у матерей родительской позиции коснулась снижения таких параметров как ощущения самопожертво­вания в роли матери, семейные конфлик­ты, раздражительность, сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, безучастность мужа, доминирование матери, несамостоятельность, зависимость матери (уменьшение в сред­нем на -2,66; -2,8; -2,8; -2,8; -2,66; -2,9; -2,5; -2,8 балла соответственно).

Анализ полученных в результате апробации технологии данных позволяет утверждать, что

-   В процессе реализации разработанной нами на основе рефлексивного подхода технологии «Я - мама» у матерей, вошедших в экспериментальную группу, произошли существенные позитивные изменения в осознании своего материнства и себя как матери. При этом изменения затронули все структурные компоненты самосознания матери, что является показателем эффективности технологии.

-      Психологическим механизмом развития самосознания матери в предла­гаемой нами технологии является измене­ние представлений о себе, как матери, модификация поведения и формирование адекватной самооценки через развитие навыков рефлексии. Рефлексия позволяет матери осознанно оперировать знаниями о себе, превращать их в предмет практиче­ского преобразования.

-  В ходе осознания происходит активное качественное преобразование матерью своего внутреннего мира, приводя­щее к иному видению смысла материнст­ва. Осознание матерью ценностей и смы­слов материнства является мотивационным фактором, порождающим процессы преобразования и приводящим к тому, что мать способна целенаправленно строить свою деятельность, ставить цели по реали­зации себя в роли матери и выбирать сред­ства их достижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Битянова Н.Р. Психология лично­стного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работ­ников. - М.: Международная педагогиче­ская академия, 1995. - 64с.

2.   Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности //Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - с.257 - 284.

3.   Васягина Н.Н. Структурная организация самосознания матери - Екатеринбург: УрГПУ, 2007. - 216 с.

4.   Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

5.   Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М.: Арбат, 1992. - 96с.

6.   Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 256с.

7.   Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тре­нинг как инструментальное действие. -СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. - 80с.

8.   Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции родителя // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. - М., 2003. - Т.2. - с. 142 - 144.

9.  Кипнис М. Тренинг семейных от ношений. Часть 2. Родительство. - М.: Ось - 89, 2005 - 128с.

10.   Колпакова М.Ю. Психологиче­ская работа с женщинами, отказывающи­мися от новорожденных детей. //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с.61 - 68.

11.   Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. - 150 с, ил.

12.   Минюрова С.А. Тетерлева Е.А. Психологическое сопровождение материн­ства: Смысловое переживание материнст­ва: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2005.- 166с.

13.   Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: ЗАО «Институт психологии и психотерапии», 2002. - 295с.

14.   Самоукина Н.В. Психология материнства //Прикладная психология. -1998. - №6. - с.79 - 95.

15.   Спиваковская А.С. Психотера­пия: игра, детство, семья. - Т2. - ООО Ап­рель-Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 437с.

16.   Шевцова И.В. Тренинг личност­ного роста. - СПб.: Речь,2003. - с.100 -106.