В современном обществе для обеспечения конкурентоспособности человека особое значение имеют инвестиции в человеческий капитал, что способствует достижению им поставленных целей и прочность положения в жесткой конкурентной среде. Именно по этому президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27.01. 2012 г. остановился на качественном росте человеческого капитала в Казахстане и предложил внедрять в процесс обучения современные методики и технологии [1].
Казахстан с целью повышения качества и расширения доступа в европейское образование 11 марта 2010 года присоединился к Болонскому процессу, который в настоящий момент объединяет 48 стран мира. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает новый импульс для модернизации национальной системы высшего профессионального образования и является историческим событием. Кроме того, участие Казахстана в формировании общеевропейского пространства высшего образования является одним из механизмов интернационализации системы высшего образования. Вместе с тем, сотрудничество и интеграция в мировое образовательное пространство является одним из основных аспектов политики Казахстана и развития внешнеполитического курса страны [4].
Президент Республики Казахстан уделяет пристальное внимание к качеству образования в Казахстане. В очередных посланиях президента народу Казахстана в 2008 и 2011 годах были названы главные задачи сферы образования – расширить предоставление качества образования и предложил внедрить новые финансово-экономические инструменты в поддержке образования для повышения качества и расширения доступности образования [2, 3].
Качество образования сегодня представляет всеобщий интерес и является ключом к решению назревших в обществе практических проблем.
Цель исследования
Разработка способа проведения компьютерно-письменных экзаменов, обеспечивающий повышение объективности оценки знаний экзаменующихся.
Материалы и методы исследования
Чтобы обеспечить высокий уровень образования специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда необходимо эффективная система управления качеством образования, заключающаяся в совокупности организационной структуры, методик, процессов, необходимых для осуществления общего управления качеством образования и выявление соответствия уровня образования установленными государственными общеобязательными стандартами образования [5]. Среди них немаловажную роль играет совершенствование контрольно–оценочного процесса являющихся одним из основных требований всех составляющих системы образования, за счет разработки новых видов контроля и оценивания качества обучения. При этом внедрение информационных технологий в оценке знаний способствует объективной оценке обучающихся.
Контроль успеваемости является одним из центральных аспектов любого учебного процесса. В сложившейся системе основными «станциями» измерения уровня знаний являются экзамены, по результатам которых преподаватель с помощью оценки определяет степень подготовки экзаменуемого.
В настоящее время экзамены в учебных заведениях проводятся в письменной, устной, тестовой или комбинированной формах [6]. Однако, эти формы сдачи и приема экзамена имеют ряд недостатков. Например в традиционных письменных и устных экзаменах экзаменационные билеты готовятся заранее, что не исключает их попадания в руки экзаменумым и подготовку билетов до сдачи экзамена. В процессе проведения тестирования, при котором разрабатывается специальный экзаменационный материал – тестовое задание. Каждое тестовое задание содержит вопросы с возможными вариантами ответов на каждый из них (возможно до шести вариантов ответов). В базу данных заносится конкретное число вопросов в каждом тестовом задании и число вариантов ответов для каждого вопроса и время, отводимое тестируемому для ответа на данное тестовое задание [8]. Недостатком проведения тестирования является то, что экзаменуемый давая ответ на вопрос, не знает, правильно ли он ответил на данный вопрос или нет. При комбинированной форме сдачи экзамена также имеет место недастатков вышеуказанных форм сдачи экзаменов.
На основе анализа существующих форм и способов сдачи и приема экзаменов нами разработан и представлен способ проведения компьютерно-письменных экзаменов, обеспечивающий повышение объективности оценки знаний экзаменующихся [7].
Процесс сдачи экзамена по данному способу осуществляется следующим образом.
Экзаменуемые вносят данные зачетной книжки в компьютер, после чего получают из компьютера вопросы экзаменационного билета с номер-кодом на свое имя. Далее экзаменуемые в отведенном им время письменно отвечают на вопросы билета и сдают для проверки экаменационной комиссии. Экзаменатор проверяет правильность письменных ответов, выставляет соответствующие баллы и вносит их в специальную компьютерную базу. Затем компьютер выдает готовую ведомость с оценками. Ведомость заверяется членами комиссии и отправляется на сервер.
Чтобы в ходе экзамена экзаменуемый по сети интернет не передал задание более компетентному человеку, который за него выполнит данное задание, программу защищают от перезаписи и время экзамена ограничивают.
Результаты исследования и их обсуждение
Результатом исследования является повышение объективности оценки знаний за счет:
● полного исключения возможного субъективизма преподавателя;
● наличия листа ответа является основой, как при проверке, так и при аппеляции;
● возможности предоставления обширного ответа на вопрос с дополнительными примерами;
● сокращение времени отчетности;
● опертивного доступа к информации по итогам экзаменов и сессии;
● оперативности и своевременности контроля по итогам экзаменов и сессии.
Выводы
Представленный способ проведения компьютерно-письменных экзаменов, является наиболее приемлемым для сдачи и приема экзаменов, за счет обеспечения повышения объективности оценки знаний экзаменующихся.