Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TESTING IN THE SYSTEM OF STUDENTS’ KNOWLEDGE CONTROL AND ASSESSMENT METHODS

Timofeev D.A. 1 Pechnikova A.D. 2 Abyzova N.V. 1
1 State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education Saratov State Medical University named after V.I. Razumovskiy of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
2 State-Funded Educational Institution of Higher Education Saratov National Research University named after N.G. Chernyshevski
The attitude towards the use of tests in the system of knowledge control and assessment causes contrary opinions among students and teachers. The research objective, in which 90 medical students were surveyed, was to study students’ attitude towards testing within the system of their knowledge control and assessment in a higher medical educational institution for defining the direction of work aimed at increasing the efficiency of the learning process. It appears that a more serious attitude towards daily learning process as the basis of successful preparation for midterm assessment, which includes the procedure of testing, should be formed in students within the course of teaching.
testing
knowledge control and assessment
learning process
students’ attitude

Актуальность. При решении проблем повышения эффективности и качества профессионального образования существенное значение придается вопросам, связанным с проверкой и контроля знаний студентов. В российской высшей школе применение тестирования для этих целей получило широкое распространение в последние десятилетия, переняв опыт зарубежных стран. Обоснованием его использования были следующие положения: тестирование – это наиболее рациональный путь, обеспечивающий экономию времени и интенсификацию учебного процесса, переход от групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным.

Это одна сторона вопроса, но хотелось бы рассмотреть и другой, важный на наш взгляд, аспект использования тестирования, а именно – использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний вызывает противоположные мнения как в среде студентов, так и преподавателей. Это разногласие сводится к тому, что некоторые считают правильным широкое применение тестирования, а другие против. Что объединяет большинство людей по этому вопросу – отсутствие равнодушных при его обсуждении, так как этот вариант контроля и оценки знаний существенно влияет на функционирование вуза и на студентов.

Указанное обстоятельство определило цель работы: определение отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний в медицинском вузе для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что данное исследование позволит определить различия в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, что позволит определить направления работы по повышению эффективности учебного процесса.

Объектом исследования были студенты 3 курса педиатрического факультета СГМУ.

Предмет исследования – мнения студентов, определяющие их отношение к тестированию.

Материалы и методы исследования

Для решения заявленных задач и достижения цели нами была разработана анкета, которая включала 2 раздела. Первый содержал 9 закрытых и полузакрытых вопросов, раскрывающих варианты отношения студентов к тестированию. Второй раздел содержал вопросы, позволяющие получить общие сведения о респондентах.

Работа выполнялась методом сплошного анонимного анкетирования студентов пяти учебных групп 3 курса педиатрического факультета СГМУ. Всего было опрошено 90 человек, из них 24 представителя мужского пола и 66 женского в возрасте от 19 до 21 года.

Полученные данные подвергались математико-статистическому анализу с применением пакета прикладных программ «Statistica-10», в частности, методов вариационной статистики (вычисление средней, ошибки средней, стандартного отклонения) с вычислением параметрических (t-критерия Стьюдента) и непараметрических (хи-квадрат) критериев различия и корреляционного анализа (по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена и бисериальному) и с учетом выраженности тенденций.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, отражающие оценочное отношение респондентов к тестированию, представлены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что респонденты, в целом, примерно в равных долях распределились по оценкам отношения к тестированию, при этом в группе мужчин доминировали лица с более положительным отношением.

Варианты подготовки к предстоящему тестированию, используемые студентами разного пола, представлены в табл. 2.

Из представленных в табл. 2 данных видим, что к тестированию девушки готовятся более основательно, чем мужчины, стараются не только запомнить правильные ответы, но и разобраться в материале.

Мнения респондентов о том, насколько соответствуют вопросы тестов объему материала, полученному в процессе обучения, отражены в табл. 3.

Таблица 1

Оценки респондентов, отражающие их отношение к тестированию в системе методов контроля и оценки знаний студентов

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Положительно

26

29

10

42

17

25,7

Нейтрально

37

41

6

25

32

48,5

Отрицательно

27

30

8

33

17

25,8

Таблица 2

Подготовка к тестам студентами разного пола

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Читаю учебники

34

37,7

9

37,5

25

37,9

Читаю конспекты лекций

41

45,5

9

37,5

32

48,5

Сдаю пробный тест

52

57,8

19

79,2

33

50,0

Не готовлюсь вообще

1

1.1

0

0

1

1,5

Примечание. Сумма долей более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбора более одного ответа.

Таблица 3

Соответствии вопросов теста объему материала, полученному в процессе обучения

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Да, вопросы полностью соответствуют

26

28,8

10

41,7

16

24,2

В основном соответствует

37

41,1

6

25,0

32

48,5

Чаще не соответствует

27

30,1

8

33,3

18

27,3

Практически не соответствует

0

0

0

0

0

0

Таблица 4

Восприятие студентами соответствия полученной оценки за тест уровню их знаний

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Да, полностью соответствует

4

4,4

2

8,3

2

3,0

Скорее соответствует

32

35,6

6

25,0

25

37,9

Когда как

42

46,6

13

54,2

28

42,4

Скорее не соответствует

6

6,7

1

4,2

6

9,1

Не соответствует

6

6,7

2

8,3

5

7,6

Таблица 5

Распределение ответов студентов о наиболее объективном оценивании их знаний в ходе промежуточной аттестации

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Только по результатам теста

1

1

0

0

1

1

Только по результатам устного экзамена

33

37

13

54,2

20

30,3

На основании результата теста и устного ответа

37

41

9

37,5

28

42,4

По результатам текущей успеваемости

19

21

2

8,3

17

25,7

Таблица 6

Психоэмоциональные состояния студентов разного пола при выполнении теста

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Паника

0

0

0

0

0

0

Выраженное беспокойство

9

10,0

4

16,7

5

7,6

Беспокойство

9

10,0

3

12,5

6

9,1

Сосредоточенность

34

37,8

5

20,8

29

43,9

Спокойствие

38

42,2

12

50,0

26

39,4

Безразличие

0

0

0

0

0

0

Таблица 7

Распределение ответов респондентов о полезности использования тестового контроля

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Нет особой пользы

24

26,7

3

12,5

21

3,2

Помогает уточнить и повторить материал

51

56,7

17

70,8

34

51,5

Упрощает обучение

39

43,3

13

54,2

26

39,4

Снижает стресс перед другими не тестовыми формами проверки

26

28,9

4

16,7

22

33,3

Помогает сравнить свою оценку знаний с оценками других

11

12,2

7

29,2

4

6,1

Помогает иметь объективное представление о собственных успехах

21

23,3

5

20,8

16

24,2

Помогает преодолеть субъективизм в оценках преподавателей

17

18,9

5

20,8

12

18,2

Примечание. Сумма долей более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбора более одного ответа.

Более четверти студентов полагают, что материалов, полученных во время занятий и на портале, недостаточно для полноценной подготовки к тестам. Корреляционный анализ показал, также, что данное мнение не связано с успеваемостью, уровнем стресса при тестировании и полом студентов, поэтому можно полагать, что часть тестовых заданий и вопросов объективно предполагает необходимость подготовки с дополнительными источниками информации.

Как респондентами воспринимается объективность оценки уровня их знаний по результатам тестирования, представлено в табл. 4.

Видим, что почти половина респондентов считает, что оценка по тестированию в значительной степени зависит от случайных факторов, а не от уровня знаний, причем в большей степени это мнение характерно для студентов-мужчин.

При опросе респондентов, каким образом знания студентов могут быть оценены наиболее объективно в ходе промежуточной аттестации, ответы распределились следующим образом (табл. 5).

Данные табл. 5 согласуются с материалами предыдущей таблицы. Подавляющее большинство студентов считает, что объективная оценка их знаний может быть получена только в комплексе испытаний, включающем тестирование и устный экзамен. Среднюю оценку за семестр, которая формирует рейтинг, отметил только каждый пятый респондент, что может свидетельствовать о возможной недооценке студентами значения повседневных учебных занятий.

Опрос о распределении вопросов в тестах по уровню их сложности показал, что студенты воспринимают их как достаточно равномерно представленными с небольшим преобладанием среднего и высокого уровня сложности, что, наверное, вполне оправдано для вуза.

Психоэмоциональные состояния студентов, которыми сопровождался процесс тестирования, распределились, как это показано в табл. 6.

Из данных табл. 6, видно, что в ответах респондентов преобладали такие состояния, как «сосредоточенность» и «спокойствие», при этом количество студентов, которые испытывали «выраженное беспокойство» и «беспокойство» было больше у мужчин, чем у девушек.

Структура ответов на вопрос о полезности использования тестов в процессе обучения среди студентов представлена в табл. 7.

Из представленных в табл. 7 данных видно, что при оценке полезности тестирования по различным параметрам, более четверти студентов отрицала ее наличие. Среди тех, кто полезность отметил, преобладали такие мнения, как: «возможность повторения материала»; «упрощает обучение (это проще, чем отвечать устно)»; «снижает уровень стресса перед другими не тестовыми формами контроля», а также «возможность иметь объективные представления о собственных успехах и промахах». Распределение ответов у мужчин и девушек о полезности использования тестового контроля достоверно различались (χ2 = 13,1 при критическом значении 12,6 для p < 0,05, с числом степеней свободы 6). Для мужчин оценка по тестам – это еще и «возможность сравнить себя с другими».

Использование корреляционного анализа полученных данных показало, что чем ниже студенты оценивали тестирование как вариант оценки знаний, тем меньше оценивали и вероятность в целом объективной оценки своих знаний (r = 0,33, при p < 0,05).

Студенты, полагающие, что более объективная оценка их уровня знаний должна включать и результаты устного опроса, чаще (r = 0,31, при p < 0,05) отмечали преобладание сложных и среднего уровня сложности вопросов в тестах.

Холостые респонденты-мужчины менее эмоционально (r = 0,60, при p < 0,05) реагировали на тесты, чем женатые, и чаще отмечали желание ограничиться тестами в оценке их знаний. А студенты-девушки отмечали, что тестирование помогало им снизить стресс перед другими не тестовыми формами контроля успеваемости.

Студенты, считающие, что тестирование помогает снизить степень субъективизма в оценках преподавателей, более положительно (r = 0,33, при p < 0,05) относились к возможностям тестов как инструменту для более объективной оценки уровня их знаний.

Успеваемость студентов оказалась обратно связанной только с числом попыток успешного тестирования: чем выше была успеваемость, тем меньше попыток отмечали респонденты (r = 0,34, при p < 0,05). По остальным параметрам, связанным с мнением студентов по отношению к тестированию, у студентов с разной успеваемостью представления достоверно не отличались.

Заключение

Таким образом, студенты, вне зависимости от их успеваемости, в целом одинаково относятся к тестированию в системе методов контроля и оценки их знаний. Около трети из них (28 %) тестирование оценивает положительно, другая треть (30 %) – отрицательно, а оставшаяся часть (42 %) – нейтрально.

Студенты-мужчины более эмоциональной воспринимают процесс тестирования, при этом они менее серьезно, чем девушки, к нему готовятся, в большей степени относятся к тестированию как возможности повторить материал и упростить процесс оценивания их знаний. Девушки более основательно готовятся к тестированию, менее эмоционально реагируют на него, более скептически относятся к оценке по тесту как объективному показателю уровня их знаний.

Целесообразно при подготовке тестовых заданий учитывать материалы, которые были разобраны на занятиях и содержатся на портале, при этом важно акцентировать внимание студентов на тех вопросах, которые потребуют в процессе тестирования и опроса дополнительной информации.

Значительная часть студентов недооценивает роль текущих оценок в формировании рейтинга и обобщенной оценки их знаний.

Использование полученных данных, указывающих на характер различий в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, позволяет определить направления деятельности преподавательского состава по повышению эффективности учебного процесса. В частности, в процессе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации, включающей процедуру тестирования.