Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

POSSIBILITIES OF INNOVATION TECHNOLOGY AND INTER-SUBJECT CONNECTION

Nurtayeva K.S. 1
1 Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov
In this study the author suggests an innovative technology which allows to provide inter-discipline connection between informative-methodical materials of the basic subject molecular biology and genetics with clinical subjects of the first year. Identification of the early inter-subject connection is required for the formation of professional competence of students, future doctors, while studying fundamental subjects.
innovative technology
interdisciplinary communication
competence
basic and clinical sciences

Актуальность проблемы исследования. Процесс модернизации профессионального медицинского образования в РК предъявляет всё более высокие требования к подготовке врачей. В современных условиях отечественного образования стали востребованы специалисты, обладающие высоким качеством профессиональной подготовленности и более конкурентоспособные на рынке труда у нас в стране и за рубежом.

Государственная статистика показывает, что в республике нехватает 5855 врачей, особенно в сельских поликлиниках. Нехватка медицинских работников и их квалификации отмечано Президентом Казахстана и министром здравоохранения [1].

Цель. Формирование врачей, соответствующих модели выпускника медицинского вуза КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и современным требованиям неуклонно развивающейся медицины, знающих основы персонифицированной, предиктивной и доказательной медицины, требует своевременного вооружения молекулярно-генетическими знаниями студентов на кафедре молекулярной биологии и генетики.

Медико-биологическая подготовка будущего врача на первом курсе обучения преследует цель формирования базовых общих компетенций будущего врача: умение слушать, обобщать и анализировать полученную информацию, определить цель и обозначить пути ее достижения.

В процессе формирования базовых профессиональных компетенций у обучающихся при изучении молекулярной биологии и генетики большое значение имеет информационно-методическое обеспечение лекций, практических, СРСП занятий и темы СРС. На основе новых инновационных и интерактивных педагогических технологий обучения появилась возможность изменения роли преподавателя, он при разборе материала может использовать примеры, ситуации с клинической практики. Так как этапы решения практической задачи в процессе врачебной деятельности очень похожи с учебной задачей: создание мотивации, необходимость правильного решения возникшей проблемы.

В положении практического врача проблемой является, поставить предварительный диагноз на основании сбора анамнеза, осмотра и обследовании пациента. При необходимости назначить современные методы исследования для уточнения диагноза и назначение персонифицированного лечения.

Современный педагог является носителем глубоких знаний своего предмета, но и методистом, организующим самостоятельную творческую работу студента, создавая разработки по темам занятий дисциплины. Преподаватель дает по шаговое описание этапов деятельности студента в процессе выполнения самостоятельной работы по темам практических и СРСП занятий, затем контролирует и направляет правильность соблюдения указаний, в соответствии с алгоритмом деятельности обучаемого.

Преподаватели медицинских вузов должны не только знать фундаментальные теоретические дисциплины начальных курсов, являющиеся пререквизитом для клинических дисциплин, но и при планировании самостоятельной работы каждого практического и СРСП занятия должны учитывать применение, полученных знаний для профессиональной ориентации обучаемых и учитывать профессиональные особенности деятельности врача. Иногда, некоторые авторы для самостоятельной работы используют примеры с растительного или животного мира.

Но мы считаем, что будущим медикам интереснее решать ситуационные задачи и выполнять самостоятельную работу на примерах клинических дисциплин. Такой выбор обеспечивает межпредметную связь и способствует профессиональной ориентации студентов-первокурсников, и знакомить их с практической деятельностью врача.

Формирует у обучаемых заинтересованность к изучению молекулярно- генетических и молекулярно-клеточных основ развития патологии человека.

Для реализации поставленных целей используются инновационные технологии: проблемно-ориентированное, командно-ориентированное обучения, ролевые игры, презентации, дискуссии, кейс-стади и другие.

Опыт применения инновационной технологии показал, что она имеет большое преимущество перед традиционными методами при обучении тем молекулярной биологии, содержащих сложный теоретический материал и трудно усвояемый студентами при самостоятельной подготовке.

Учитывая, преимушество командно – ориентированного обучения (Team-Based Learning – TBL), активизирующего самостоятельную деятельность студентов, повышающего познавательный интерес при коллективном взаимном разборе материала и обсуждении правильности ответов на вопросы, стимулирующего формированию коммуникативных навыков анализа, самоанализа и толерантности к чужому мнению, сотрудники кафедры его часто использует в учебном процессе.

На методическом совещании кафедры было принято решение: в обучении темы «Врождённые пороки развития человека» на занятии СРСП использовать инновационную технологию, командно ориентированное обучение и особо обратить внимание на клеточные и генетические механизмы реализации наследственной информации в ходе индивидуального развития человека.

Врождённые пороки развития человека (ВПР) легко диагностируются молекулярно-генетическими методами на ранних этапах эмбрионального, фетального и неонатального периодов онтогенеза.

Формирование аномалий и пороков развития органов и системы органов является результатом нарушения механизмов регуляции клеточной пролиферации, миграции и сортировки клеток, их агрегации и апоптоза.

Отсутствие клеточной пролиферации приводит к аплазии (агенезии) органа, замедление пролиферации приводит к гипоплазии, а увеличение скорости пролиферации – к гиперплазии.

Нарушение миграции, сортировки, агрегации и адгезии является причиной дистопии (эктопии) органов или неправильного распределения клеток в органе, например: отсутствие ядер серого вещества в белом веществе головного мозга.

Задержка, замедление или отсутствие запрограммированной гибели некоторых клеточных клонов (апоптоза) приводит к таким типам патологии, как синдактилия, атрезия и т.п.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по теме «Врожденные пороки развития человека» проводилось с использованием инновационной технологии – ТВЛ, в форме встречи команд креативных студентов (ККС). Преподавателем, автором внедрения данного метода, заранее была проведена, подготовительная работа: подготовлен блок информации для студентов, методическая разработка с алгоритмом хода выполнения работы, задания для команд, клинические ситуации, задания в тестовой форме и критерии оценки знании студентов в ходе встречи команд.

Конверты с заданиями (определения, понятия, термины), для контроля исходного уровня команд:

№ 1.

1. Определение ВПР

2. Классификация ВПР почек.

3. Клеточные механизмы, регулирующие внутриутробное развитие.

4. Перечислите нарушения клеточных механизмов, приводящие к дистопии почек.

№ 2.

1. Определение понятия порок развития

2. Классификация ВПР мочевого пузыря.

3. Генетические механизмы, регулирующие внутриутробное развитие.

4. Перечислите нарушения клеточных механизмов, приводящие к агенезии (аплазии) почки.

№ 3.

1. Определение понятия аномалии развития.

2. Классификация ВПР почечных лоханок.

3. Клеточные механизмы, регулирующие окончательное месторасположение органа.

4. Перечислите нарушения клеточных механизмов, приводящие к атрезии мочеиспускательного канала.

№ 4.

1. Дайте определение эктопии.

2. Перечислите в правильной последовательности экспрессию генов в процессе внутриутробного развития.

3. Перечислите примеры бластопатии у человека и её причинные механизмы.

4. Пороки развития, связанные с нарушением пролиферации клеток.

Клиническая ситуация № 1. Родители больной, 10 лет, обратились с жалобами на периодически возникающие тупые боли в левой половине живота поясничной области. За последние месяцы в левом подреберье стал прощупываться эластическое, округлое, легко смещаемое образование. При этом повышения температуры тела, нарушений мочеиспускания, изменения цвета мочи и других симптомов не отмечались. Обратились к семейному врачу. Назначенные им лабораторные анализы оказались нормальными, после чего была выполнена рентгеноскопия и контрастная томография брюшной полости. На основании рентгеноскопии и контрастной томографии поставили диагноз: Солитарная киста левой почки [2, 3, 4].

Определите тип клеточного механизма, нарушение которого привели к данной патологии.

К какому из видов патологии почек относится?

Определите срок возникновения патологии в процессе онтогенеза (гаметопатия, бластопатия, эмбриопатия или фетопатия ).

Клиническая ситуация № 2. Больная, 15 лет, обратилась с жалобами на тупые боли в поясничной области при ходьбе, прыжке. Такие явления отмечает в течение нескольких месяцев. Пальпаторно: почки не определяются. Анализы крови и мочи не изменены. На основании рентгенограммы и томограммы поставили диагноз: Подковообразная почка [2, 3, 4].

Определите тип клеточных механизмов, нарушения которого привели к данной патологии.

К какому из видов патологии почек относится?

Определите срок возникновения патологии в процессе онтогенеза (гаметопатия, бластопатия, эмбриопатия или фетопатия ).

Результаты работы показывают практическую и научную значимость инновационного метода ТВЛ в установлении межпредметной связи базовой дисциплины молекулярно биологии и генетики с клиническими предметами.

Установлено, что использованная инновационная технология – ТВЛ, в форме встречи команд креативных студентов (ККС)

– стимулирует познавательный интерес, активизирует студентов в процессе обсуждению материала и способствует формированию навыков самоанализа и коллективного анализа и накоплению конкретных знаний по данной теме;

– знакомить студентов 1-го курса с их будущей профессией в процессе решения клинических ситуаций и окажет помощь студентам на клинических кафедрах старших курсов в понимании патогенеза врожденной патологии человека.

По ходу игры функция врача переходят от одного студента к другому. Порой игра усложняется по типу «консилиума» с привлечением «врачей» различных специальностей и тогда игра переходит в «мозговой штурм». Такая методика формирует основы рационального врачебного мышления, моделирует поведение врача при работе с пациентом, позволяет уверенно чувствовать себя в реальной обстановке. По мнению студентов, ТВЛ и внутрикомандные дискуссии способствуют лучшему запоминанию изучаемой темы за счет интенсивного эмоционального вовлечения в процесс обучения. Использование данной формы обучения активизирует учебный процесс, вносит в него элемент состязательности и позволяет студентам легче усваивать сложные вопросы. Он также позволяет применять в реальной жизни знания, полученные на занятиях, и готовит студентов для практической деятельности, развивает в полной мере все компоненты компетенции.

Используя интерактивные методы обучения, коллектив кафедры молекулярной биологии и генетики на лекциях, лабораторных занятиях, СРСП, СРС учитывает возрастающие требования высшей школы и вносит вклад в процесс формирования выпускника КазНМУ, способного самостоятельно решать профессиональные задачи практического врача.