В настоящее время одной из злободневных задач российского общества является последовательная гуманизация образовательной сферы, без которой невозможно успешное реформирование школы как важнейшего социального института воспитания подрастающего поколения. Именно гуманизация, наряду с демократизацией, способна раскрыть интеллектуальный, общекультурный и экономический потенциал современного образования, обеспечивающего научно-технический и духовный прогресс любого общества. Осуществляя преобразование учебно-воспитательной деятельности всех типов образовательных учреждений на основе принципа гуманизации, мы содействуем достижению гармоничного единства духовных и инструментальных способностей обучающихся, от которых будет зависеть характер развития нашей цивилизации и ее будущее.
Построение образовательного процесса в соответствии с принципом гуманизации предполагает, прежде всего, очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе и создание положительного эмоционально-психологического фона обучения. Не менее важное значение здесь имеет учет индивидуальных, половозрастных и иных особенностей формирующейся личности учащихся, что позволяет добиться высокой результативности воспитательно-дидактической системы современной школы на всех уровнях ее социального функционирования.
Бесспорно, что опора на принцип гуманизации образовательного процесса закономерно повышает качество обучения, поскольку в значительной степени актуализирует такие личностные потенции обучающихся, как самоуважение, ответственность, работоспособность, добросовестность и спешная адаптивность к социуму. Ведь в условиях паритетного сотрудничества всех субъектов и объектов обучения максимально полно раскрывается их интеллектуально-умственный и духовно-нравственный потенциал.