Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Современные стандарты ВО ставят перед образовательными учреждениями проблему поиска инновационных методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций. Методика подготовки будущих специалистов должна опираться на процесс саморазвития их личности, способной выходить за пределы нормативной деятельности, реализовать инновационные процессы, творчески решать поставленные задачи. Такая стратегия предполагает формирование методологической и духовной культуры исследователя, его готовности действовать в нестандартных условиях, находить новые пути решения научных проблем. Реализация этой стратегии на практических занятий, с применением активных и интерактивных методов нами были освещены ранее [1, 2, 3, 4, 5].

Так же одним из способов реализации представленной методики может быть проведение нетрадиционных видов лекций, например, проблемная лекция или лекция визуализация. Суть проблемной лекции заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает их к поиску правильного решения проблемы. Студент высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, усилия педагога окупаются сторицей – начинается совместное творчество. Диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяет установить сразу наличие обратной связи между аудиторией и педагогом. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует мыслительную активность обучаемых, порождает их познавательную активность. Лекция-визуализация связана, с одной стороны, с реализацией принципа проблемного обучения, а с другой – с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т.д. Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель дает задание слушателям подготовить наглядные материалы по назначенной лекции. Могут использоваться разные типы наглядности: натуральный, изобразительный, символический – в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщения, глубже его понять и усвоить. Под влиянием интенсивного внедрения информационных технологий в современную модель учебного процесса и стремительного развития интернет-технологий появляются новые электронные формы и методы представления информации, что значительно облегчает процесс визуализации учебного материала [6].