Проблема обнаружения человеком себя как мыслящего существа, осознание себя разумной сущностью настолько естественна для любого, что вопрошание об этом ни у кого не вызывает сегодня вопросов и не рождает иных мнений, более того, этот вопрос как-то не замечается обыденным сознанием. Но, в рамках философского дискурса, позволим себе провести несколько позиций, которые покажут, что простой вопрос при первом рассмотрении, не так уж и прост на самом деле.
Знание о мире, о себе в этом мире в своем генезисе выступает не столько информативно, как «установка сверху: я человек разумный», сколько как опыт переживания и понимания. То есть всегда в самом начале своего развития человек заново проходит процедуру декартовского cogito ergo sum, посредством которой, отбросив мир, человек остается один на один с самим собой. Такое онтологически базовое полагание достоверной истины через себя самого устанавливает человека в центр мира и формирует доверие к разуму. Именно с этой позиции (локальности) идет полагание смыслов и формулирование значений. Мир раскрывается человеку и он утверждает его бытие через себя самого, свое отношение к нему.
Как часто мы задумываемся о том, что человек, открытый миру, наделенный рефлексией может видеть мир не в привычных стереотипах, готовых схемах, а так как «будто мир творится заново»? Почему мы так редко выпадаем из зоны комфортного знакомого, проверенного знания и сопротивляется неопределенностям? Можно ли мы присвоить себе истины, открытые прежде до нас, сделать их своими? Полагаем любой вопрос по силе человеку, наделенному желанием «дойти до самой сути». И в этой связи могут быть обозначена не только монологическая Декарто-Кантовская позиция. Но, к примеру, диалогическая позиция, расположенная в другой системе мысли, в которой проявляются различия, а непохожесть и уникальность создает архитектуру смысловой среды. В рамках диалогического мышления рефлексивный путь проходит через со-бытие, узнавание, отрицание и утверждение присутствия.