Философия различия между «иметь» или «быть» ярко представлена в смысловом пространстве современной культуры как дискуссия об обществе потребления, влиянии технического прогресса на жизнь человека. Мир в постиндустриальную эпоху, множащийся в каналах коммуникации, изменяет систему восприятия под влиянием медиа. Сегодня техническая культура – это машинизация жизненного пространства, необыкновенные возможности для человека, с одной стороны, омассовление общества, с другой. Техническая культура нашего времени – это своего рода тотальность, единый мир медиальной трансляции, природу которого образуют системы, связи, сети культурно-технических коммуникаций. Овладение основными «узлами» взаимосвязей, включение человека посредством деятельности в технико-информационное пространство современного общества – фундаментальная потребность субъекта общественных отношений. От обладания вещами, человек переходит к символическому обмену и потреблению (Ж. Бордрийяр). Главным ресурсом становится информация, которая изменяет картину мира: пространство сжимается, а время ускоряется (Э. Гидденс), а вместе с ним возрастает и темп жизни (Э. Тоффлер).
Изменения социокультурной среды, затрагивают систему ценностных представлений. Стратегии отсроченного вознаграждения, жизни в расчет на будущее сменяются установкой на «здесь и сейчас» как воплощение возможности свободы быть, свободу осуществлять деятельность, свободу смены занятий, передвижения, условий жизни и т.д. Ошибкой было думать, что современный человек лишен планирования и проектирования будущего. Напротив, тенденции к мобильности и умению приспосабливаться становятся следствием глобализации культур, актуализации настоящего.
Полигоном испытания процессов глобализации становится виртуальное пространство коммуникаций – Интернет. Его продуктивность в том, что оно создает анонимное пространство чистых возможностей. В нем конкретный уникальный опыт превращается в информацию, а последняя становится новым смысловым образованием в культуре. В так множащейся свободе неопределенности, пугающей и захватывающей одновременно своей сложностью, рождается новая парадигма – differens, умение компетентностного различения онтологического порядка. Различие, через которое человек утверждает бытие.