Анализ асоциального поведения подростков показал, что увеличивается количество детей, для которых характерны проявления школьной и социальной дезадаптации, стойкие нарушения поведения. С каждым годом отмечается рост преступности несовершеннолетних, в подростковой среде нарастают агрессивность, жестокость, экстремизм, готовность ради достижения своей цели идти на нарушение законов. Несомненно, эта проблема носит междисциплинарный характер и находится на стыке образования, социологии, психологии, педагогики и юриспруденции. В результате проведенных исследований установлены особенности мотивации асоциального поведения, свидетельствующие о типичных и индивидуальных деформациях в структуре мотивов, целей, потребностей трудных детей.
В ходе исследования выяснено, что причины отклонений в поведении подростков возникают не только как результат социально-экономической нестабильности общества, но и влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейных отношений, излишней занятости родителей, отсутствия контроля за поведением детей, роста неполных и неблагополучных семей, изменений в содержании ценностных ориентаций. Подростки часто проявляют злость, растерянность, разочарование, агрессивность. Результатом такого поведения являются устойчивые тенденции к изменению качественных и количественных показателей в худшую сторону. Если ребенку вовремя не помочь, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание. Дети с негативным поведением имеют неправильное, искаженное психическое развитие. Здесь не обойтись без помощи компетентного специалиста, опытного педагога-психолога, поскольку вовремя оказанная помощь может привести к исчезновению трудностей. Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. Это практический психолог, работающий в учреждениях образования, основными направлениями деятельности которого являются: психодиагностика, психологическая помощь в трудных ситуациях, психотерапия, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое просвещение и психокоррекционная работа. Но не во всех образовательных учреждениях есть такой опытный специалист, часто проблемы нарушения поведения подростков приходиться решать учителям-предметникам, классным руководителям, административным работникам школы, отвечающим за воспитательную работу. Такая работа становиться более результативной, если в нее включаются социальный педагог и психолог школы.
Исследование показало, что асоциальное поведение подростков является сложным феноменом, подверженным влиянию множества факторов. Асоциальное поведение – это поведение, не одобряемое обществом, противоречащее принятым обществом моральным нормам. Идентично ему так называемое девиантное поведение. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. В школьной среде детей с таким поведением называют трудными. Такие дети ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям. Предупредить и скорректировать поведение подростков можно, если выявить особенности мотивации их поведения. В этом случае совместными усилиями педагогов и психологов можно определить психолого-педагогические условия успешной коррекции нарушения поведения и обеспечить развитие положительной мотивации поведения. В качестве психолого-педагогических условий могут выступать: взаимосвязь мотивационной сферы с другими сферами индивидуальности подростка и взаимообусловленность изменений в них, приводящая к девиантному поведению; воздействие на мотивационную сферу с опорой на сильные положительные стороны других сфер индивидуальности; программа совместной системной работы педагогов и психологов, предусматривающая индивидуальный подход к подростку и учет его личностных особенностей.
Работа педагогов и психологов по формированию положительной мотивации к обучению у трудных подростков должна представлять собой систему мер, включающую диагностику асоциальных компонентов мотивационной сферы индивидуальности, выбор и применение адекватных этим особенностям методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Для успешной работы с трудными подростками педагоги и психологи должны уметь определить условия полноценного психического развития детей, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудных детей, выявить характерные черты детей с аффективным поведением, знать и использовать основные психолого-педагогические направления в работе с ними, профессионально владеть современными методами и формами коррекционной работы.
Психологическая коррекция – это система психологических мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса личности в результате изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. Коррекция поведения трудного подростка предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и коррекцию социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, определение ее причин, а так же возможных путей преодоления.
Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком – это его социальное самоопределение, которое зависит от условий, обеспечивающих включенность трудного ребенка в реальные социальные отношения и самореализацию в процессе социального взаимодействия. Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты: работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.); актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы); введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности учащихся; оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения с учетом поло-возрастных особенностей учащихся. В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, позволяющее взрослым лучше понять особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Наибольшая вероятность осложнений в поведении ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. Нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их переделке, какие можно корректировать и развивать. Нужно помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить. Кроме этого, работа с трудными подростками должна проводиться системно в условиях взаимодействия различных служб: учебной, психологической, социальной, воспитательной, правовой и медицинской.