В данной работе рассматривается мотивация обучения и ее взаимосвязь с самооценкой личности. Показано, что различные виды мотивации по-разному коррелируют с самооценкой.
Мотивационно-личностная сфера очень значима с точки зрения многих исследователей особенно в юношеском возрасте, когда происходит поиск смысла жизни и формируются ведущие потребности [1, 2, 3, 4]. Проблемы мотивации относятся к важным аспектам психологического знания, так как их изучение помогает лучше понять сущность тех или иных поступков личности, механизмы и причины ее деятельности (Л.И. Божович, Б.А. Сосновский, В.С. Мерлин).
Проблемы мотивации обучения студентов затрагиваются в работах таких ученых, как В.Г. Леонтьев, А.Б. Орлов, Л.И. Божович, В.А. Якунин, А.К. Маркова. М.В. Овчинников, рассматривая мотивацию учения студентов, показывает, что доминирующими мотивами учения являются профессиональные, прагматические и познавательные [5]. В его работе выявлены наиболее значимые мотивы поступления в вуз: желание получить высшее образование и интерес к профессии. Среди реально действующих мотивов учения в качестве доминирующих определены: мотив приобретения глубоких и прочных знаний и интеллектуальное удовлетворение. В профессиональной мотивации выделена группа мотивов с высокими показателями выраженности: самосовершенствование, достижение в профессии самореализации, получение интересной работы.
Как отмечает К.В. Харитонова, студенты с высокой самооценкой мотивированы на успех и поэтому проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Респонденты с низкой самооценкой мотивированы на неудачу и обычно ставят перед собой более низкие цели, чем могли бы достигнуть, тем самым преувеличивая значение неудач [6].
В данной работе целью исследования является выявление взаимосвязи мотивации обучения с самооценкой личности студентов-психологов ВГУЭС.
В качестве объекта исследования рассматривается мотивационно-личностная сфера студенчества, предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации обучения и самооценки студентов.
Гипотеза исследования: существует статистически значимая взаимосвязь мотивации обучения и самооценки личности, которая проявляется в том, что у студентов-психологов с высокой самооценкой мотивы получения диплома и овладение профессией выше.
Выборку составляют студенты второго и третьего курсов направления подготовки «Психология» Института права ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в количестве 21 человека (из них, 9,5 % юноши и 90,5 % девушки), в возрасте от 19 лет до 21 года.
Методы исследования: психодиагностические методики «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной» [7], «Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)» [8] и «Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси» [9]. Основной метод статистической обработки информации – метод ранговой корреляции Спирмена [10].
В ходе проведенного исследования был определен уровень самооценки студентов по методике Будасси, результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования самооценки студентов по методике Будасси
Большинство студентов имеют среднюю адекватную самооценку (42,86 %). Неадекватную (высокую) самооценку имеют 4,76 % студентов. В целом это говорит о том, что большинство студентов предполагает равное признание как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет студенту регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
По результатам анализа мотивации обучения студентов отметим, что в среднем по данной выборке мотивы приобретения знаний и овладения профессией находятся примерно на одном уровне выраженности с мотивом приобретения диплома, что свидетельствует о достаточно разной мотивированности студентов. Однако, превалирующим мотивом для большинства является мотив приобретения знаний (по методике Ильиной). Мотив овладения профессией стоит на третьем месте, что возможно связано с тем, что второй и третий курсы еще не осознали важность приобретения именно профессиональных навыков. У студентов слабо выражены мотивы избегания и социальные мотивы (по методике в модификации Бадмаевой), что свидетельствует о направленности студентов на решение поставленных задач и нацеленность на результат.
Соотнеся полученные баллы по тестам на самооценку и мотивацию обучения, мы провели корреляционный анализ данных, результаты которого представлены в таблице.
Результаты корреляционного анализа мотивации обучения и самооценки
Мотивы |
r (Спирмен) |
Средний балл у студентов – психологов |
Коммуникативные мотивы |
0,20 |
0,69 |
Мотив избегания |
0,16 |
0,34 |
Мотив престижа |
0,16 |
0,46 |
Профессиональные мотивы |
0,25 |
0,85 |
Творческие мотивы |
0,43 |
0,78 |
Учебно-познавательные мотивы |
0,16 |
0,70 |
Социальные мотивы |
0,05 |
0,62 |
Мотив приобретения знаний |
–0,28 |
0,68 |
Мотив овладения профессией |
–0,02 |
0,50 |
Мотив получения диплома |
0,42 |
0,58 |
Наибольшую положительную корреляцию с самооценкой личности студентов-психологов представляют творческие мотивы и мотив получения диплома.
Возможно, это связано с тем, что творческие люди видят результат своей деятельности, получают удовлетворение от нее, и поэтому самооценка у них достаточно высокая. Получение диплома представляет для студентов желаемую цель и ассоциируется с успешностью. Профессиональные мотивы также показали достаточно сильную корреляцию, что, скорее всего, связано с тем, что студенты с высокой самооценкой хотят увидеть результат своего обучения, планируют успешную профессиональную карьеру.
Интересно отметить обратную корреляцию между уровнем самооценки и мотивом получения знаний. Это, возможно, связано с тем, что студенты с высокой самооценкой нацелены на результат и не видят в простом получении знаний возможности добиться успеха, считая его недостаточным условием.
В целом, следует отметить, что сила и устойчивость мотивации влияет на успех деятельности, который, в свою очередь, влияет на самооценку личности.
Также хотелось бы отметить, что для студентов с низкой самооценкой, в целом все перечисленные мотивы находятся ниже среднего уровня мотивов по выборке (рис. 2). Соответственно, можно предположить, что низкая самооценка не способствует высокому уровню мотивированности к обучению. Самыми мотивированными студентами, согласно результатам исследования, являются студенты-психологи со средней самооценкой, а также с высокой неадекватной самооценкой.
Рис. 2. Уровень выраженности мотивов обучения у студентов с разным уровнем самооценки личности
В данной работе выявилась взаимосвязь мотивации обучения с самооценкой: для высокой самооценки студентов характерен высокий уровень выраженности мотива получения диплома и творческих мотивов. Корреляция самооценки с профессиональными мотивами выражена слабо.
В целом, можно сказать об удовлетворительной мотивации обучения студентов-психологов, так как большинство мотивов выражены на уровне выше среднего, а мотивы избегания и социальные мотивы выражены очень слабо, что свидетельствует о разносторонности и мотивированности на обучение.