На сегодняшний день в современном уголовном законодательстве имеется отдельная норма, предусматривающая ответственность за убийство матерью своего новорожденного ребенка. Данный вид убийства является привилегированным составом, и включение его в УК РФ [1] явилось расширением принципа гуманизма в уголовном праве России. В редакции Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ статья 106 УК РФ гласит: «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок» [1].
Итак, на сегодняшний день, убийства новорожденных детей с юридической точки зрения подлежат уголовно-правовой оценке либо по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ – «Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии», либо по ст. 106 УК РФ – «Убийство матерью новорожденного ребенка».
Если в первом случае субъект совершает особо тяжкое преступление, которое наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью, возраст субъекта преступления составляет 14 лет, то во втором – преступление относится к категории средней тяжести, которое наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, и возраст субъекта увеличен до 16 лет.
Справедливо ли это? Так, 13 июля 2012 года в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Б. совершила убийство своего новорожденного ребенка. 04 июля 2012 года Б. родила мальчика, который после родов был живым и жизнеспособным, зарегистрирован в Управлении ЗАГС Администрации г. Сургута. 13 июля 2012 года в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 45 минут, на девятый день после родов, у Б., возник умысел на убийство своего новорожденного сына. Она, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий в виде причинения смерти новорожденному сыну и желая этого, действуя умышленно, накрыла рот и нос новорожденного пеленкой и кистью своей руки, тем самым перекрыв его дыхательные пути и поступление воздуха в легкие, а затем удерживала в таком положении до тех пор, пока он не перестал подавать признаков жизни. Суд признал Б. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года условно с назначением испытательного срока 3 (три) года [2].
Следует обратить внимание и на либеральную судебную практику, когда женщины, совершившие убийство своего новорожденного ребенка впервые, освобождаются судом от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 75 УК РФ – «деятельное раскаяние» или ст. 76 УК РФ – «примирение с потерпевшим». Категория данного преступления (средней тяжести) не препятствует таким медиативным процедурам.
Потерпевшим в данном преступлении закон называет новорожденного. В нормативно-правовых актах России понятие «новорожденный» отсутствует. Существует несколько научных подходов к исследованию данного явления. Самой распространенной, применяемой практикой, является точка зрения, что период новорожденности – это время с первых секунд рождения человека и до того момента, пока организм ребенка не адаптируется к обычным условиям внешней среды. В среднем он длится 28–30 дней. В акушерстве данный срок обусловлен одной неделей, а в судебной медицине период новорожденности определен одним днем. Считаем, что законодателю (например, в примечании к ст. 106 УК РФ) уже давно необходимо точно определить границы периода новорожденности, а так же таких понятий как «роды», «во время родов», «после родов».
Субъектом данного преступления может быть только мать младенца, вменяемая и достигшая возраста 16 лет. На сегодняшний день остро обсуждается вопрос отнесения суррогатной матери к субъекту преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. Так же остается непонятной квалификация убийства двух и более младенцев, т.к. диспозиция ст. 106 УК РФ не содержит таких квалифицирующих признаков.
16 апреля 2014 г. депутатом Зелинским Я.В. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен текст законопроекта с пояснительной запиской, в котором предлагалось признать статью 106 УК РФ утратившей силу и дополнить часть 2 статьи 105 УК РФ квалифицирующим признаком: убийство новорожденного ребенка его матерью. Я.В. Зелинский указывал, что «рост числа убийств новорожденных напрямую связан с фактическим отсутствием наказания за содеянное, и никак не связан с психотравмирующей ситуацией родов. В 90 % случаев преступление планируется до родов. Так же остается непонятным, почему за убийство матерью младенца (до 1 мес.) – возможно получить условный срок, а за убийство ребенка более старшего возраста той же матерью от 8 до 20 лет по ч. 2 ст. 105 УК РФ. Получается, что новорожденный младенец не считается человеком, что прямо противоречит пункту 2 Конвенции о Правах Ребенка и статьям 20, 38, 45 Конституции Российской Федерации» [3]. Однако же сразу встает и другой вопрос, что если не выделять убийство матерью новорожденного в более мягкую норму, то как отнестись к таким признакам данного преступления, как болезненное состояние матери, психическое расстройство и психотравмирующая ситуация? Ведь 10 % женщин все же не планируют заранее убийство своего ребенка.
Имеется официальная статистика преступлений по ст. 106 УК РФ в разрезе по регионам за 2010−2015 гг. (ГИАЦ МВД России, стат. форма 491). В России в 2010 году зарегистрировано 103 преступления, в 2011 г. – 108, в 2012 г. – 106, в 2013 г. – 97, в 2014 г. – 86 и в 2015 году зарегистрировано 72 преступления по ст. 106 УК РФ. В городе Сургуте за 2015 год был вынесен лишь один приговор Сургутского городского суда, которым подсудимая была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. Можно отметить, что количество зарегистрированных преступлений снижается. Это во многом связано с тем, что в России с 2011 года во многих городах нашей страны стали устанавливать беби-боксы, где женщины могут оставить новорожденного анонимно и без каких-либо последствий. Однако же отметим, что преступления по ст. 106 УК РФ относятся к латентному составу, большая часть этих преступлений не устанавливается и не регистрируется. При этом ничего нельзя сказать о степени латентности: высокая она или низкая, так как никто не знает, сколько трупов убитых новорожденных не находят.
Не вызывает сомнений, что устранение противоречий, содержащихся в формулировке ст. 106 УК РФ, и дополнение новыми квалифицирующими признаками позволит повысить эффективность уголовно-правовой охраны жизни и здоровья новорожденных.