Современный этап развития казахстанского общества характеризуется построением правового демократического государства, в котором обновляется и совершенствуется законодательство, а права и свободы человека являются высшей ценностью.
В Законе РК «Об образовании» основными принципами государственной политики в области образования (ст. 3) являются светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека [1].
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» указывает, что необходимо совершенствовать работу государственных институтов, создать атмосферу честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры [2].
В Плане нации [3] Глава государства обозначил 5 институциональных реформ, которые требуют непосредственного участия всех граждан и создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества. Совершенствование законодательства, улучшение функционирования государственных структур должно сочетаться с развитием правовой грамотности населения, обеспечивающей правомерное поведение каждого. Таким образом, казахстанское законодательство формулирует социальный заказ на правовую подготовку подрастающего поколения.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы указывается, что Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. [4].
В Конвенции о правах ребенка отмечается необходимость всемерной поддержки государств, принявших ее, соблюдения всех выделенных прав и свобод несовершеннолетних, формирования у них представлений о своих правах и обязанностях [5].
Целенаправленное формирование правовых представлений подразумевает опору на данные психологии, педагогики, правоведения и других наук. В частности, психологическая наука обеспечивает сведениями о возрастных и индивидуальных особенностях и возможностях учащихся в усвоении знаний, умений и навыков, составляющих основу правовой грамотности и воспитанности. Педагогика рассматривает формы, методы, средства обучения и воспитания, которые позволяют понять, как учить современного школьника праву, развивать его способности, формировать умения и навыки. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, человек не сможет почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по его правилам.
Представления имеют большое значение в жизни и деятельности ребенка, являясь важной формой субъективного отражения объективного мира. Без представлений содержание сознания человека ограничивалось бы восприятием, которое отражает конкретные особенности, присущие единичному предмету, воспринимаемому в данный момент, воздействуя непосредственно на органы чувств. В то время как представление позволяет человеку воображать предметы в их отсутствии, изменять их и представлять не конкретные предметы и явления, а их обобщенные образы.
Практика доказывает, что правовое воспитание необходимо начинать на ступени начального общего образования, когда закладывается фундамент нравственности, усваиваются основные нормы морали и права, составляющие базис человеческой культуры. Младший школьник познает окружающий мир, себя в общении с людьми, получает представления о положительных и отрицательных поступках, о природе и характере взаимоотношений между людьми, о необходимости соблюдения правил и норм поведения в обществе. Учащиеся изучают основные права и обязанности граждан, принятые мировым сообществом и изложенные во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
В настоящее время перед школой стоят принципиально новые задачи, обусловленные воспитанием личности, ориентированной на ценности правовой культуры, владеющей правовыми знаниями, уважающей закон, ответственной за свое поведение. Большая роль в формировании правовых представлений отводится учителю, который по выражению Н.Е. Щурковой является соучастником восхождения ребенка по ступеням культуры, опорой и помощником в этом движении вперед и выше [6, с. 5]. Использование разнообразных организационных форм в учебно-воспитательном процессе начальной школы дает возможность сформировать правовые представления, с помощью которых учащиеся выстраивают в своем сознании и поведении механизм правовых взаимоотношений между собой и социумом.
Большое значение в формировании правовых представлений младших школьников имеет совместная деятельность школы как организованного звена педагогического процесса и семьи, которая должна помогать школе, готовить образованную и инициативную личность с принципиальными и прогрессивными убеждениями.
В младшем школьном возрасте дети должны осознать себя гражданами государства, положение которых всесторонне и четко регламентируется правом; уяснить свою взаимосвязь с другими членами общества, проникнуться чувством высокой ответственности за свои поступки.
В современных условиях особенное значение приобретает формирование правовых представлений школьников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской среде; повышение социального статуса правового воспитания детей; проведение научно-обоснованной политики по правовому воспитанию; повышение уровня содержания, методов правового воспитания в организации образования на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.
Будущее каждой нации и человечества потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются основной задачей современности. Необходимо стремиться к тому, чтобы школьники обладали знаниями о праве, принимали его как ценность, достичь этого можно только при целенаправленной работе школы, семьи и общества.