Статья представляет собой аннотацию к монографии «От навигацкой школы к техническому университету (1754–2015), вышедшей в издательстве Иркутского национального технического университета в 2015 г. к юбилею вуза. Особенностью этой работы является ее широкий хронологический охват, системность, актуальность и новизна, привлечение широкого круга ранее неизвестных источников. Кроме того, в монографии приложением дана родословная ИРНИТУ – результат 20-летней работы автора в архивах РФ, которая является самостоятельным научным исследованием, открытием взаимосвязи различных учебных заведений, действовавших на территории одного региона. В монографии на форзаце имеется электронный диск с записью научно-популярного фильма с одноименным названием, прошедшем многократный прокат на ТВ-23 (Перец, Че). Книга вышла тиражом 1300 экз.
В монографии освещены основные аспекты становления, формирования и развития технического образования в Восточной Сибири, начиная от школы навигации и геодезии, заканчивая Иркутским национальным исследовательским техническим университетом. Показан вклад местной технической интеллигенции в экономическое и культурное освоение региона. На обширном библиографическом и архивном материале даны исторические очерки развития и преемственности крупнейших технических учебных заведений края, которые были сосредоточены в Иркутске – административном, политическом, экономическом и культурном центре Восточной Сибири. Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе преподавателей, аспирантов, магистров, студентов всех специальностей. Научно-популярный фильм, который записан на диске и помещен на заднем форзаце книги, состоит из 12 серий, каждая из которой рассказывает о истории учебных заведений Восточной Сибири, объединенных одной родословной: школа навигации и геодезии, Главное народное училище, Иркутская мужская губернская гимназия, Иркутская реальная прогимназия с преподаванием химии и технологии, Техническое училище, Промышленное механико-техническое училище, Восточно-Сибирский политехникум, Иркутский практический политехнический институт, Индустриальный техникум, Сибирский горный институт (СГИ), Иркутский горно-металлургический институт (ИГМИ), Иркутский политехнический институт( ИПИ), Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ), Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ). Автором и ведущей телепередач является канд.ист.наук, доц. О.А. Горощенова, эфирное время 1 серии составляет 10 мин.
В монографии, после краткого обращения к читателям ректора ИРНИТУ А.Д. Афанасьева, следует «Введение». В нем кратко рассмотрены основные факты формирования крупнейшего за Уралом вуза технического профиля. В обращении автора подчеркивается, что профессионально-техническое образование, помимо обучения профессии, включает элементы воспитания специалиста, работающие на углубление существующих традиций и качества знаний и умений. Кроме того, отмечено, что современный ИРНИТУ возник на хорошо подготовленном фундаменте, а его начало было положено более двух с половиной веков назад, в стенах Иркутской школы навигации и геодезии (1754).
Текстовая часть работы «От навигацкой школы к техническому университету» состоит из двух частей: Ч. I. «Профессионально-технические заведения Иркутска (1754–1930)» и Ч. II. «История Иркутского национального исследовательского технического университета (1930–2015).
В первой части в исторической последовательности охарактеризован начальный этап развития технического образования в Иркутске. Раскрыты этапы деятельности низших и средних технических учебных заведений отрасли.
Во второй части исследования приведен хронологический и системный обзор событий развития ИРНИТУ. Отражена многогранная работа профессорско-преподавательского состава вуза со студентами. Особое внимание уделено учебной, воспитательной, культурно-массовой, международной, научной работе вуза, обширных связей университета и деятельности Ассоциации его выпускников. В заключении раздела отмечено, что опыт изучения развития технического образования в Иркутске позволяет более углубленно понять специфику социально-экономического и культурного развития региона.
В разделе «приложения» представлены сведения о названиях ИРНИТУ, список руководителей вуза, сотрудников, награжденных государственными наградами, Заслуженных профессоров ИРНИТУ, Заслуженных деятелей науки и техники, Заслуженных работников высшей школы, Заслуженных деятелей в других отраслях, сотрудников, награжденных наградами иностранных государств, а также выдающихся выпускников разных лет.
Монографию завершает художественно оформленное генеалогическое древо ИРНИТУ. В нем последовательно отражено изменение технических учебных заведений, переход из одного статуса в другой с 1754 по 2015 г.
Текстовая часть монографии богато иллюстрирована фотографиями, картографическим материалом. Особый интерес представляют виды старого Иркутска.
Таким образом, монография «От навигацкой школы к техническому университету (1754–2015)» представляет собой целый комплекс систематизированного научно-исследовательского, иллюстративного и видео материала.