Экономические и социальные изменения, произошедшие за последние годы в России, вызвали необходимость в обновлении образования. Введена трехуровневая система образования, в которой аспирантура стала рассматриваться как третья ступень высшего образования, главной задачей которой в области образования стало повышение качества профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в научно-педагогической сфере.
Сегодня аспирантура переживает период интенсивных перемен, обусловленных необходимостью подготовки нового поколения исследователей, способных решать запросы современного общества. На данном этапе разработан и реализуется в вузах Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, определивший содержание профессиональной подготовки аспирантов, представленного в основной профессиональной образовательной программе.
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, реализуемая в Государственном образовательном учреждении высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – Университет) по направлению подготовки 44.06.01 – «Образование и педагогические науки», направленность программы – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) разработана и утверждена Университетом на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 – «Образование и педагогические науки» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 902 от 30 июля 2014 г.), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
Образовательная программа реализуется Университетом с целью создания обучающимся (аспирантам) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности в области педагогических наук уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного графика учебного процесса, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, программы научного исследования, программ кандидатских экзаменов, содержанием государственной итоговой аттестации, оценочных средств, методических материалов.
Направленность образовательной программы – «Образование и педагогические науки», направленность программы – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).
Присваиваемая квалификация – Исследователь. Преподаватель – исследователь.
Срок освоения образовательной программы – в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года.
Трудоемкость образовательной программы – 180 зачетных единиц (ЗЕТ), вне зависимости от форм обучения, применяемых образовательных технологий, форм реализации образовательной программы. Трудоемкость образовательной программы в очной форме обучения, реализуемой за один учебный год, составляет 60 ЗЕТ.
Структура образовательной программы включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательными компонентами основной образовательной программы высшего образования является научные исследования и практики аспиранта, организационно-методический аспект которых раскрывается в предлагаемом учебно-методическом пособии. Данное пособие разработано в соответствии с современными требованиями, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 – «Образование и педагогические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и направлено на подготовку аспирантов к профессиональной деятельности.
Пособие состоит из трех частей, в которых помещены методические материалы необходимые аспиранту при осуществлении научно-исследовательской работы, организации педагогической и научно-исследовательской практики.
В первой части (Глава 1) учебно-методического пособия дана характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам освоения образовательной программы. Раскрываются область, объекты, виды профессиональной деятельности и формируемые компетенции аспиранта, а также условия успешной реализации образовательной программы и система оценки качества ее освоения аспирантом.
Во второй части учебно-методического пособия (Главы 2 и 3) представлены материалы, обеспечивающие сопровождение научных исследований и научно-исследовательской практики аспиранта. Определены цель и основные задачи аспиранта по реализации научных исследований. Раскрываются основные направления научных исследований их содержание и формы. Даются методические рекомендации педагогам и методические указания аспирантам. Представлено примерное планирование научных исследований аспиранта, включающее этапы, цель, компетенции и предполагаемые результаты исследований, а также формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенций.
Компонентом профессиональной подготовки аспирантов к научно-исследовательской деятельности является научно-исследовательская практика. Методические материалы к данному виду деятельности аспиранта регулируют вопросы ее организации и проведения и направлены на подготовку научных кадров, способных осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования и социальной сферы по направленности программы – «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)».
В третьей части (Глава 4) учебно-методического пособия представлена программа и методические рекомендации, определяющие понятие педагогической практики аспирантов, порядок ее организации и руководства, а также раскрывается содержание и структура работы, требования к отчетной документации.
Данные материалы композиционно имеют определенную структуру:
– вид практики, способ и формы (форм) ее проведения;
– перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
– место практики в структуре образовательной программы;
– объем практики в ЗКЕ и ее продолжительность в неделях либо в академических часах;
– содержание практики;
– формы отчетности по практике;
– фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
– перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
– перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;
– описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
В приложении представлены образцы оформления отчетной документации аспиранта по результатам научных исследований и прохождения практик.
Оглавление
Глава 1. Нормативные и организационно-педагогические требования к профессиональной подготовке кадров высшей квалификации 11
1.1. Область, объекты и виды профессиональной деятельности, компетенции аспиранта 11
1.2. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы 12
1.3. Система оценки качества освоения обучающимися образовательной программы 18
1.4. Условия реализации образовательной программы по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки 23
Глава 2. Научные исследования аспиранта 35
2.1. Цель, задачи научных исследований. Формируемые компетенции в ходе научных исследований аспиранта 35
2.2. Содержание, формы и основные направления научных исследований 40
2.3. Руководство научными исследованиями и контроль их выполнения. Методика оценки результатов научных исследований 50
2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение научных исследований аспиранта 52
2.5. Особенности организации научных исследований обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 55
2.6. Фонд оценочных средств научных исследований аспиранта 57
Глава 3. Научно-исследовательская практика аспиранта 96
3.1. Характеристика основных положений, регламентирующих организацию научно-исследовательской практики аспиранта 96
3.2. Содержание научно-исследовательской практики и характер деятельности аспирантов 103
3.3. Формы контроля практической деятельности аспиранта при прохождении научно-исследовательской практики 107
3.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики аспиранта 109
3.5. Фонд оценочных средств по научно-педагогической практике 113
Глава 4 педагогическая практика аспиранта 134
4.1. Характеристика основных положений, регламентирующих организацию педагогической практики аспиранта 134
4.2. Содержание педагогической практики аспиранта 141
4.3. Фонд оценочных средств по педагогической практике 146
4.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики 178
Литература 183
Приложение 184
Учебно-методическое пособие рекомендовано руководителям практик и аспирантам.