Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Тема монографии актуальна для российского общества по нескольким причинам. Во-первых, ее граждане, осуществившие интеллектуальное само-определение, составляют национальное богатство страны. Во-вторых, к числу профессионально значимых качеств многих современных профессий относятся аналитические способности. В-третьих, наличие этих качеств необходимо для осуществления приоритетных программ экономического и социального развития, обеспечивающих безопасность России в современной геополитической ситуации (например, программа импортозамещения).

В первой главе в качестве субъектов учебной деятельности рассматриваются студенты непсихологических специальностей высшего профессионального учебного заведения. Сформулированы и раскрыты с помощью конкретных примеров принципы, способствующие эффективному развитию их интеллектуального потенциала: принцип субъектности, системности, активности, полидисциплинарности, дополнительности и принцип дифференцированного подхода к студентам. Рекомендованы сборники занимательных и логических задач, приемлемые для интеллектуальной разминки на занятиях, а также для индивидуальной гимнастики для ума.

Субъектами научной деятельности можно считать и студентов, и магистров, и аспирантов, так как интеллектуальное развитие каждого из них осуществляется в контексте самостоятельного научного познания. Дана содержательная характеристика понятия «жизненна задача» с опорой на научные работы Г.С. Абрамовой и Р. Эммонса. Описаны жизненные задачи молодого ученого, вступившего на путь научных изысканий: задача принадлежности к научной группе или научной школе; задача независимого существования молодого ученого в рамках избранной научной группы; взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи выбора научного руководителя и общения с ним; задача интеллектуального развития и последующего роста с целью наращивания интеллектуального потенциала. Подчеркивается, что продуктивность общения в диаде «научный руководитель – молодой ученый» определяется разумной пропорцией свободы и ответственности каждого партнера, а также их личностным ростом.

Обобщен и представлен в первой главе монографии четырехлетний опыт ведения тренинга профессионально-личностного развития со слушателями Курской региональной бизнес – школы, функционирующей при Курском государственном университете в соответствии с Президентской программой подготовки управленческих кадров. Практическую основу тренинга составил более чем двадцатилетний опыт апробации множества диагностических и развивающих средств на занятиях в форме тренинга со студентами образовательных учреждений и взрослыми разных профессий, занятых на предприятиях и в организациях города Курска.

Активность тренера и участников тренинга рассматривается как их совместно разделенная творческая деятельность по выявлению и развитию двух потенциалов – личностного и профессионального. Ожидания участников тренинга анализируются как социальный заказ, который тренер выполняет на протяжении всех встреч. На основе ожиданий он конструирует сценарии каждого занятия и подбирает необходимые для его реализации психотехнические, игровые и диагностические средства.

Векторами личностного развития выбраны виды самоопределения, которые обеспечивают человеку нормальную линию развития, завершающуюся жизненным самоопределением по Э. Эриксону. В качестве векторов профессионального развития предложены три общепринятые в социальной психологии стороны общения: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Такой выбор обусловлен тем, что профессия менеджера относится к числу социономических профессий. Предложены способы оценки эффективности тренинга.

Вторая глава посвящена интеллектуальному самоопределению самого преподавателя психологии в вузе. В развернутом анализе его как субъекта инновационной профессиональной деятельности акцент сделан на технологии организации интеллектуально ориентированной познавательной деятельности студентов с использованием внутридисциплинарного сннтеза психологической информации, а также на создании принципиально новых или модификации уже известных средств этой деятельности. Предлагаются следующие арт-средства: рисуночные методики, разные по объему тексты (макротексты, мезотексты и минитексты); авторские психотехнические упражнения. Отнесение психотехнических упражнений к категории арт-средств аргументировано всепроникаемостью проектной культуры, выявленной в разное время такими профессионалами как Ю.Б. Борев, В.Ф. Сидоренко, В.И. Пузанов.

Анализ рисуночных методик позволил вывить следующие основные их функции: диагностическую, экспрессивную, коммуникативную, прагматическую, мотивирующую к саморазвитию. Обозначен образовательный потенциал рисуночных методик, который выявлен и описан в содержании трех завершенных исследовательских проектов молодых ученых. Они не только его открыли, но и успешно применили в своей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях г. Курска и Курской области.

М.В. Блинкина, автор первого проекта, использовала арт-средства для организации и повышения эффективности профессионального взаимодействия педагогов дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях, что в конечном итоге улучшило качество подготовки детей к обучению в школе. Автор второго проекта В.Б. Челпанов применил арт-средства для оказания психокоррекционной помощи учащимся младшего школьного и подросткового возраста, имеющим нарушения в развитии психики. Положительный эффект был достигнут в 94,7 % случаев. Г.Г. Карпова, автор третьего проекта, использовала арт-средства в работе с учащимися подросткового и юношеского возраста. Ею получены статистически значимые результаты позитивного изменения профессионально значимых качеств у студентов Курского музыкального колледжа имени Г.Г. Свиридова.

Более подробно в монографии описаны особенности применения рисуночных методик «Четыре персонажа» и «Прощлое – настоящее – будущее» в контексте непрофессионального рисования. Работа с текстами учебников по психологии, художественных и автобиографических произведений представлена как надежный способ получения студентами «живого» знания о самих себе. Показана бесценная роль притч в осознании ими своей индивидуальности и особенностей людей с ограниченными возможностями. Приложение к монографии содержит притчи: «Кувшин с трещиной», «Жимолость в царском саду», «О гвоздях», «Гнев».

Авторское упражнение «Возлюби ближнего…», важное как для интеллектуального, так и для нравственного взросления студентов, представлено в разделе о психотехнических играх и упражнениях. В приложении дано другое авторское психотехническое упражнение «Словарь прозвищ», роль которого – обеспечить правильное отношение учащихся к прозвищам путем анализа возможных причин его появления.

В заключении делается обоснованный вывод о том, что описанные в монографии средства профессиональной деятельности позволяют преподавателю психологии в вузе одновременно и гармонично реализовать три профессиональные роли. Основная роль транслятора психологической информации прописана в дипломе о высшем образовании: «Психолог. Преподаватель психологии». Вторая роль – роль ученого-исследователя. Она осуществляется путем рефлексии преподавателем своего трудового пути и достигнутых результатов. Помогая студентам в ходе обучения решать их насущные психологические задачи, преподаватель с успехом реализует свою третью роль – роль практического психолога.

Таким образом, монография знакомит читателя с интеллектуальным самоопределением всех участников образовательного процесса в высшей школе. Книга полезна как психологам, так и представителям других социономических профессий.