Учебно-методическое пособие объемом 5,4 п.л. состоит из введения, 9 разделов, библиографического списка в количестве 14 наименований и 19 приложений.
Во введении обосновывается целесообразность и актуальность данного издания в связи с переходом на академический и прикладной бакалавриат в соответствии с ФГОС ВО 15.03.02 – «Технологические машины и оборудование».
В первых 4 разделах рассмотрены цели выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра, общие вопросы формирования тематики ВКР, особенности реализации компетентностного подхода при подготовке выпускной работы, состав, объем и структура ВКР. Рекомендованы и обоснованы подходы к формированию тематики с учетом видов будущей профессиональной деятельности выпускника-бакалавра: производственно-технологического, организационно-управленческого, проектно-конструкторского, научно-исследовательского.
Рассмотрен подход к реализации компетентностного формата при выполнении ВКР. Совокупность заданий, определяющих содержание выпускной работы соотнесена с совокупным ожидаемым результатом обучения в виде перечня компетенций, формируемых или подтверждающих их сформированность при подготовке и защите ВКР.
Пятый раздел пособия посвящен содержанию и анализу требований к выпускной работе в части ее разделов. Особое внимание уделено обоснованию требований к основной части ВКР, структура которой предложена в виде общего описательного, аналитического и специального творческого разделов. Общий описательный раздел включает описание и характеристику объекта в соответствии и темой работы от уровня цеха (производства) с кратким рассмотрением технологического процесса и комплекса оборудования, реализующего данный процесс, до уровня агрегата, машины, являющегося объектом конкретной модернизации, исследования и т.п. в зависимости от тематики выпускной работы, соотнесенной с определенным видом профессиональной деятельности. Также в данном разделе могут рассматриваться вопросы описания организации применяемой системы технического обслуживания, диагностирования, ремонтов и т.п.
Главной задачей следующего аналитического раздела основной части ВКР является обоснование разработки технических, технологических решений и (или) необходимости проведения исследований. В связи с этим в аналитическом разделе рекомендуется провести критический анализ отказов проблемных узлов, механизмов, деталей, анализ форм, методов, содержания применяемых систем обслуживания, диагностики, восстановления работоспособности, ремонтов, литературно-патентный обзор и др. Аналитический раздел завершается формированием перечня задач специального творческого раздела.
В данном разделе реализуется выполнение заданной темы выпускной работы. В пособии подробно рассмотрено содержание специального творческого раздела применительно к заданиям, обусловленным различными видами профессиональной деятельности. Содержательная часть раздела определяется конкретными задачами совершенствования, модернизации, исследования. Общим при этом является выполнение следующих требований:
– актуальность решаемой задачи;
– достоверность полученных результатов;
– доказуемость технической (экономической) эффективности при оценке возможности практического применения разработанных решений в реальном производстве.
В шестом и седьмом разделах рассмотрены требования к оформлению пояснительной записки и графической части в соответствии с действующими стандартами.
В восьмом и девятом разделах рассмотрен перечень вопросов по обеспечению руководства выпускной работой, порядок и сроки ее выполнения, а также порядок представления к защите и процедура защиты ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Библиографический список в количестве 14 наименований содержит перечень Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Технологические машины и оборудование» применительно к классическому, академическому и прикладному бакалавриату, стандартов ЛГТУ, Государственных стандартов РФ, необходимых при выполнении выпускной квалификационной работы.
В приложении приведены примеры оформления заданий, аннотации, заключения, иллюстраций, таблиц, графического материала в виде плакатов, а также примерный план студенческого доклада при защите ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии.