Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

В учебном пособии представлены вопросы проектирования металлургического оборудования вспомогательного назначения. Данные механизмы машин предназначены для циклически повторяющихся операций: перемещения, подъема, поворота и других движений в пространстве, основанных на применении кривошипов, шатунов, рычагов, эксцентриков и т.п. Металлургическое оборудование агломерационных машин, доменных печей, конверторов, прокатных станов – это оборудование большой единичной мощности, выполняющие основные технологические операции по выпуску агломерата, чугуна, стали и проката. Данные агрегаты с массой в десятки тысяч тонн и массой детали до 100 и более тонн относятся к категории высокой сложности проектирования и изготовления. Для обеспечения их работы необходима значительная номенклатура машин и механизмов вспомогательного назначения, являющихся объектом рассмотрения в данном пособии.

В первой части учебного пособия излагаются основные вопросы проектирования: понятия проектирования и конструирования, стадии разработки изделия, требования к выполнению и оформлению конструкторской документации, регламентированные стандартами.

Во второй части рассмотрены конструкции-аналоги узлов и механизмов металлургических машин как объектов проектирования. Это машины и механизмы вспомогательного назначения в агломерационном, доменном. сталеплавильном и прокатном производствах.

В третьей части представлены разработанные авторами:

– схемы подвижных балок и штанг толкателей, обслуживающих методические печи, с рычажно-роликовыми, рычажно-эксцентриковыми и эксцентриковым механизмами вертикального перемещения;

– схемы механизмов горизонтального перемещения балок и штанг толкателей с электромеханическим, гидравлическим и эксцентриковым приводами;

– структурные схемы; обоснование выбора количества и расположения звеньев (деталей) в проектируемом механизме;

– методики определения размеров и взаимного расположения звеньев механизма управления крышкой пресса, перегружателя бунтов проволоки с крюка цепного конвейера;

– методика проектирования кривошипно-шатунного толкателя прокатных заготовок, включающая: разработку и выбор структурной схемы, определение размеров звеньев, определение максимальных нагрузок в шарнирах на каждое звено и подшипниковые опоры, определение нагрузок на привод, выбор и расположение оборудования привода;

– методики расчета и конструирования шарниров с подшипниками скольжения, качения;

– методика расчета и конструирования кривошипа, шатуна, рычага;

– методика расчета и конструирования ходовых колес и роликов;

– методика расчета и конструирования рычажно-роликовых соединений;

– методика проектирования эксцентриков

– методика расчета и конструирования рычажно-эксцентрикового соединения;

– расчеты резьбовых соединений и группы болтов;

– методика определения размеров сечения длинномерных деталей с расчетом на устойчивость;

– методика проектирования рычажно-эксцентрикового механизма подъема штанг машины для загрузки слябов в методическую печь;

– методика проектирования рычажно-роликового механизма подъема балок конвейера возвратно-поступательного типа;

– методика проектирования рычажно-эксцентрикового механизма подъема балок грузоподъемностью Q = 200 т для транспортировки рулонов.

В четвертой части изложены особенности учебного проектирования. Акцентировано внимание, что применительно к профилю «Металлургические машины и оборудование» задачи проектно-конструкторской деятельности конкретизируются дополнительными к основным профессиональным компетенциям (ПК) специальными профессиональными компетенциями (СПК), формирование которых у студентов реализуется основной образовательной программой (ООП) при изучении комплекса дисциплин, методологически связанных логикой последовательного накопления знаний, умений и навыков. Подготовленность выпускника по профилю «Металлургические машины и оборудование» в области проектно-конструкторской деятельности формируется в процессе обучения блоками дисциплин, обеспечивающих комплексные практические умения и навыки не только по реализации процессов проектирования и конструирования, но и по приобретению знаний объектов проектирования (металлургических машин), умений сопоставить задачи проектирования с «металлургической» спецификой объектов, умений и навыков применения современных расчётных и проектных методик на основе информтехнологий.

В связи с этим рассмотрены:

– комплекс учебных дисциплин по формированию компетенций в области проектно-конструкторской деятельности;

– цели и задачи учебного проектирования;

– этапы учебного проектирования;

– требования к выполнению и оформлению текстовых и графических документов учебного проектирования.

Приложение. Нормали для простановки параметров шероховатостей и посадок в соединениях типа «вал – рычаг – зубчатое колесо, вал – подшипник – опора, вал – блок – зубчатое колесо, опора – подшипник скольжения – вал».