Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Уровень развития современного общества, как известно, определяется его информатизацией, интеллектуализацией и гуманизацией. С этой точки зрения, важное значение имеет решение проблемы представления учебной и иной информации, обеспечивающее ее эффективное восприятие и переработку учащимися в системах общего и профессионального образования.

Эффективному восприятию и переработке информации способствует, представление учебной информации как в текстовой – знаковой форме, так и в обобщенной, систематизированной и структурированной форме в виде информационных, структурно-логических схем (СЛС). Это теоретически обосновано и реализовано в преподавании двух технических дисциплин и педагогической психологии И.Ю. Соколовой и ее аспирантами по естественнонаучным, техническим и гуманитарным дисциплинам,

Представленное на выставку учебное пособие состоит из двух частей.

Часть 1. Насосное и тягодутьевое оборудование блоков ТЭС в целом отражает особенности конструкций, теории и условий эксплуатации насосов, вентиляторов, компрессоров, которые могут применяться в качестве насосного и тягодутьевого (дутьевые вентиляторы и дымососы) оборудования блоков ТЭС, в системах тепло и газоснабжения, химическом производстве, в нефтедобывающей, газодобывающей промышленности и др.

В этой части учебного пособия, в каждом из семи модулей учебная информация представлена как в форме текста, так и в обобщенной, структурированной форме в виде структурно-логических схем (СЛС), что обеспечивает ее эффективное восприятие студентами и формирование системного знания, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально автором и его аспирантами в преподавании разных дисциплин.

В первом модуле представлены энергетическая классификация (СЛС 1) и конструктивные схемы гидравлических машин, перемещающих жидкости и газы – лопастных (осевых центробежных, диагональных) насосов, вентиляторов, дымососов и турбокомпрессоров; объемных (поршневых и роторных)насосов, воздуходувок, компрессоров, струйных насосов.

Модуль 2 отражает основы общей теории лопастных машин, знание которой позволяет рассчитывать и конструировать (в т.ч., используя общие законы подобия лопастных машин) центробежные, осевые и диагональные насосы, вентиляторы, дымососы в соответствии с заданными условиями их работы в блоках ТЭС, АЭС, тепловых сетях; рассчитывать сети, в частности сложные, на которые работают эти машины в отдельности или при совместной работе – параллельном, последовательном или параллельно-последовательном включении, что имеет большое значение при проектировании тепловых сетей.

Особенности эксплуатации осевых, центробежных насосов, работающих в блоках ТЭС, тепловых сетях, сетях нефти и газоснабжения отражены в модуле 3.

Модуль 4 посвящен эффективной и устойчивой работе дутьевых вентиляторов и дымососов в качестве тягодутьевого оборудования блоков ТЭС.

Конструктивные схемы, теория и особенности эксплуатации многоступенчатых турбокомпрессоров – центробежных и осевых, создающих высокое давление и работающих в газотурбинных установках, представлены в модуле 5.

Модули 6 и 7 отражают соответственно конструктивные схемы, и особенности работы поршневых компрессоров и насосов (гидравлических машин, создающих самое высокое давление, но обладающих небольшой и неравномерной подачей) и роторных компрессоров и насосов. Последние находят применение в системах смазки турбинных агрегатов.

В модуле 8 представлены задачи и задания для самостоятельной работы студентов по освоению теории и эксплуатации тягодутьевого и насосного оборудования блоков ТЭС, АЭС и тепловых сетей, из них многие могут быть использованы при расчете сетей и подбору насосов на эти сети при перекачивании нефти, газов и других жидкостей.

Одним из несомненных достоинств рецензируемого пособия является представление учебной информации по дедуктивному принципу (от общего к частному) и с применением структурно-логических схем, на которых в обобщенной и структурированной форме представлена информация по модулям, темам учебного пособия. Применение СЛС педагогами в учебном процессе, способствует эффективному освоению студентами содержания изучаемой дисциплины, формированию системного знания и развитию у них их профессиональных способностей и компетенций, что неоднократно подтверждено экспериментально автором и аспирантами.

Изданное ранее на бумагоносителе пособие «Насосы, вентиляторы, компрессоры» использовалось и используется в процессе обучения студентов теплоэнергетических и др. специальностей – 100500 – «ТЭС», 140404 – «АЭС», 140100 – «Теплоэнергетика и теплотехника», 170500 – «Машины и аппараты химических производств». В Юргинском технологическом институте: 130400 – «Горное дело», 150400 – «Металлургия», 150700 – «Машиностроение».

pic_10.tif

Рис. 1. (СЛС 1). Классификация гидравлических машин, перемещающих жидкости и газы – насосов, вентиляторов, компрессоров (КВН) и турбин – машин-двигателей

pic_11.tif

Рис. 2. (СЛС 5). Аэродинамика потока, перемещающегося через лопастное колесо центробежноц и осевой машины – насоса, вентилятора, дымсоса

pic_12.tif

Рис. 3. (СЛС 9). Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть

pic_13.tif

Рис. 4. (СЛС 7). Потери энергии в машине (насосах, вентиляторах) и ее КПД: гидравлический, объемный механический

В конце каждого модуля второй части представлены вопросы для проверки знаний студентов, полученных в процессе освоения каждого модуля.

Ниже в качестве примеров представлены выполненные автором вручную цветные структурно-логические схемы по разным темам курса «Насосы, вентиляторы, компрессоры».

В изданном учебном пособии «Вспомогательное оборудование блоков ТЭС», которое представляется, на выставку, структурно-логические схемы выполнены на компьютере.

pic_14.tif

Рис. 5. (СЛС14). Центробежные и осевые компрессоры – турбокомпрессоры