Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В современных рыночных условиях хозяйствования процессы планирования и управления должны обладать значительно более высоким уровнем динамизма, оперативности, но в то же время быть более эффективными и результативными. В связи с этим проведённое исследование и написанные на его основе учебное пособие на тему: «Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования (часть 3)», которое раскрывают механизмы моделирования экономических процессов, является очень актуальным.

В первой главе даются методические рекомендации по сегментированию товарных и ресурсных рынков, а также определяются критерии выбора фирмой своих стратегических зон хозяйствования (СЗХ) на товарных рынках и зон ресурсопотребления на ресурсных рынках. Разработана классификация товарных и ресурсных рынков на сектора и сегменты. Деление товарных рынков на сектора по качественному уровню предлагаемых товаров и классу удовлетворяемой потребности является очень перспективным подходом, так как по мере дифференциации потребительского спроса необходимость в подобном сегментировании товарных рынков будет возрастать. В то же время учитывалось, что в каждом таком секторе рынка большое влияние на предпочтения покупателей оказывает соотношение качественных и ценовых параметров. Поэтому этот принцип был заложен при делении секторов на сегменты. Такой подход себя оправдывает не только при сегментировании товарных, но и ресурсных рынков. Рекомендуемые базовые принципы сегментирования товарных и ресурсных рынков должны стать типовыми, так как при любых ситуациях они будут оставаться наиболее предпочтительными и эффективными. Для составления динамических моделей управления товарными и ресурсными потоками в целях сбалансированности спроса и предложения просто необходима детальная рыночная сегментация, так как без неё невозможно маневрировать зонами позиционирования товаров и гораздо труднее маневрировать сменой поставщиков ресурсов и покупателей товаров.

Во второй главе классифицируются и систематизируются товарные и ресурсные стратегии фирмы в зависимости от динамики рынков, условий хозяйствования, ресурсных возможностей самой фирмы и поставленных ею целей хозяйствования, а также в зависимости от временных фаз позиционирования различных товаров и выбранных СЗХ. Особенно большое внимание уделяется методологии прогнозирования и планирования товарных стратегий и объёмных, качественных, ценовых показателей позиционирования товаров в различных сегментах рынка. С учётом временных фаз использования ресурсов разработана система технико-технологических, материально-вещественных и кадровых стратегий, позволяющая синхронизировать стратегии использования разных видов ресурсов друг с другом и с продуктово-рыночными стратегиями фирмы при учёте фактора времени. Адресное, динамическое планирование расхода различных видов ресурсов и показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости конкретных видов продукции позволит сделать процесс использования ресурсов более рациональным, а процесс их закупок – экономически обоснованным, повысить эффективность и ритмичность производства, находить оптимальные соотношения затратных и качественных параметров по каждому виду продукции.

В третьей главе содержатся методологические рекомендации по моделированию процессов управления стратегиями позиционирования товаров и закупок ресурсов, а также ситуационному маневрированию ими соответственно на товарных и ресурсных рынках с учётом динамики спроса. В качестве примера построена модель выбора СЗХ и возможного усиления в них товарных стратегий, повышения их прибыльности, перспективности. Разработаны модели возможной миграции покупателей из одного потребительского сегмента в другой или даже между товарными секторами рынка. Миграция покупателей, а также изменение их платёжеспособности и уровня качественных запросов являются теми факторами нестабильности среды, которые необходимо учитывать каждый раз при формировании моделей позиционирования товаров в разных сегментах рынка.

Для ситуационного планирования показателей предложения товаров предлагается использовать трёхмерную систему координат, построены примеры графических моделей. Управление различными зависимостями функций спроса и предложения в разных сегментах рынка посредством выбора подходящих продуктово-рыночных стратегий и согласованного планирования в трёхмерной системе координат динамики показателей цены, качества и объёма предложения товаров как их оптимального множества позволит добиваться сбалансированности спроса и предложения, значительно повысит конкурентоспособность товаров.

Большое практическое значение имеют и предложенные модели управления стратегиями материалопотребления, закупок технологий и средства труда, привлечения трудовых ресурсов. Рекомендуемые модели являются динамическими, так как они позволяют не только определять фирме наиболее выгодные зоны и показатели закупок различных ресурсов, но и маневрировать стратегиями и зонами закупок ресурсов на соответствующих рынках с учетом изменения ситуации как на ресурсных, так и на товарных рынках, а также финансовых возможностей и продуктовых программ самой фирмы, временных и пространственных параметров. Содержатся конкретные рекомендации по исчислению коэффициентов нестабильности спроса и предложения на товарных и ресурсных рынках и их учёту при планировании производственных программ.

Большим достоинством данного учебного пособия является то, что оно содержит базу данных. База данных (БД) является новаторской авторской разработкой, содержащиеся в ней данные имеют постоянный характер, хранятся в памяти вычислительной системы. Она служит той информационной основой, использование которой способно значительно облегчить и ускорить поиск нужной информации при моделировании процессов управления данными различных экономических систем. Назначение БД – для хранения и последующей машинной обработки систематизированных сведений о секторах и сегментах товарных и ресурсных рынков, о характеризующих их показателях, о реализуемых в них типичных соответственно товарных и ресурсных стратегиях, о взаимосвязях между ними и о перечне вариантов ситуационного маневрирования ими с учётом временных фаз потребительского спроса и зон хозяйствования фирмы.

Сделанные методические разработки очень актуальны, так как в современных условиях хозяйствования перед любым субъектом хозяйствования стоит задача – адаптировать свои возможности к любой из прогнозируемых или моделируемых ситуаций изменения условий и целей хозяйствования фирмы, оперативно выбрать для каждой из них свою стратегию успеха. Маневрирование товарными стратегиями на рынках, а именно: более гибкое ценообразование, более разнообразный ассортимент и повышение числа модификаций предложения одного и того же вида товара, а также оперативная смена зон позиционирования товаров в зависимости от изменения потребительского спроса открывают широкие перспективы для удлинения жизненных циклов предложения конкретных видов товаров и повышения их конкурентоспособности. Появляется возможность не только подстраиваться производству под спрос, но и самой фирме стимулировать спрос. В результате открыты новые резервы роста спроса на товар. Предложенная методология моделирования экономических процессов позволит добиваться повышения конкурентоспособности товаров не только за счёт нахождения сбалансированного со спросом оптимального соотношения их ценовых и качественных параметров, но и в результате смены зон позиционирования конкретного товара, т.е. такой смены пространственных параметров его предложения, которая приведёт к удлинению временных параметров жизненного цикла товара. Это открывает поистине безграничные возможности для повышения эффективности хозяйствования и конкурентоспособности продукции за счёт ситуационного управления параметрами пространства и времени для регулирования экономических процессов.