Учебное пособие по дисциплине «История управленческой мысли» предназначено для студентов бакалавриата направлений 38.03.02 – «Менеджмент» и 38.03.03 – «Управление персоналом», а также для других экономических и управленческих направлений и всех интересующихся.
Книга состоит из четырёх частей. Из них первая посвящена обзору огромного периода истории человечества – от глубокой древности до конца ХІХ века, от первых объединений первобытных людей для совместных действий до уже формирующихся акционерных обществ и корпораций. Именно на рубеже ХІХ и ХХ веков появляются работы Ф. Тейлора и менеджмент превращается в науку, область деятельности и профессию, но это произошло не на пустом месте. В первом разделе анализируются такие формы организаций, нуждавшихся в управлении, как ремесленное или аграрное хозяйство с использованием рабского труда, вооружённые силы, поместье – рабовладельческое, феодальное и полуфеодальное, мануфактура, ранняя фабрика. Рассматриваются предпосылки формирования потребности в менеджменте в развитом капиталистическом обществе, связанные с экономическими и социальными факторами.
Во второй части рассматриваются школы европейско-американского менеджмента ХХ века: классическое направление (школа научного управления, концепция бюрократических организаций, административные принципы), гуманистическое направление (школа человеческих отношений, концепция человеческих ресурсов), количественный, процессный, системный, ситуационный подходы. Если первое направление относится к первой четверти века, то второе родилось как его развитие позже, в 30-е годы и не потеряло актуальность и в наши дни. Остальные подходы, которые продолжают развиваться, появились уже после ІІ Мировой войны. Все школы и подходы в основном формировались в США, хотя в отдельных областях заметный вклад внесли учёные и практики из Франции, Германии, Великобритании.
Затем изучен японский опыт менеджмента, стоящий в зарубежной теории и практике особняком, сложившийся самостоятельно, на основе национальных традиций и менталитета, хотя и не без участия отдельных американских специалистов, чьи инновационные идеи оказались оценены только японцами. Многие положения этого опыта сейчас широко применяются в Европе (включая Россию) и в Америке. К его наиболее интересным положениям относятся пожизненная система найма персонала, всеобщее управление качеством, снабжение «точно в срок» («камбан»), кружки качества, использование причинно-следственных диаграмм, «бережливое производство» («кайдзен»).
Наконец, четвёртая глава рассказывает об отечественном опыте менеджмента. Излагая этот опыт, в основном советский, авторы по возможности сохраняют объективность, не впадая ни в апологетику, ни в огульное отрицание. Прежде всего даётся оригинальная периодизация этого опыта: дореволюционное становление менеджмента – этап, аналогичный «предтейлоровскому» за рубежом; 20-е годы ХХ века, отмеченные значительными успехами в теории и практике управления, во многом предварявшими идеи японского менеджмента (при этом, наряду с деятельностью известных теоретиков, отмечаются направления, порождённые утопическим энтузиазмом тех лет); «сталинский» период, связанный с тоталитарным режимом, начавшийся со сплошной коллективизации и ликвидации нэпа и закончившийся со смертью Сталина; послесталинский, время постепенного и не очень последовательного отхода от норм предыдущего периода – по мнению авторов, период, не закончившийся и сейчас, при всех политических и экономических изменениях.
Учебное пособие снабжено приложениями, в которые вынесены некоторые материалы, взятые из различных источников и дополняющие текст книги. Это перечень важнейших событий мировой и отечественной истории управленческой мысли и практики управления, биографические данные о выдающихся деятелях менеджмента, а также подробный глоссарий.