Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN VOCATIONAL TEACHER EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

Abilkassimova G. 1 Poved A. 1 Kasymov K.T. 2
1 E.A. Buketov Karaganda State University
2 Secondary school №86 Karaganda
The article deals with topical issues of development of innovative processes in professional teacher education and continuous updating of the educational process of the higher school which requires dedicated research. The effectiveness of continuous updating of the educational process of the higher school will remove the contradiction between the need for the development of innovative processes in the vocational teacher education and the lack of validity of the problem in the pedagogical theory.
innovation
innovation
innovative teaching
innovative technology
innovation process
vocational education
vocational and teacher training

Масштабность и сложность общественных преобразований в Республике Казахстан требует внедрения стратегических изменений в сферу образования, в том числе и в высших учебных заведениях. Современный процесс развития системы образования отличается высокими темпами творческого поиска в усовершенствовании методов и приемов обучения, содержания, в использовании инновационной технологии. Данный процесс происходит в период стремительного прогресса общества в области информационной технологии. Главной целью высшего учебного заведения является подготовка образованных и высококвалифицированных специалистов, и формирование личности, способной активизироваться в обществе, реагировать на все изменения в нем [1]. Актуальные проблемы современной педагогической науки это получить качественное образование, соответствующее мировым образовательным стандартам, улучшить качество профессиональной подготовки, совершенствовать научно-методическую систему и методы обучения, обеспечить непрерывность в процессе образования.

Материалы и методы исследования

В педагогической теории и практике уделяется значительное внимание инновационным процессам. Исследования касаются инновационных процессов в профессиональном образовании, сущности и структуры инновационной деятельности педагогов, развития инновационных процессов в отечественной и зарубежной школе (К. Ангеловски, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, С.Д. Поляков, В.А. Сластёнин, Я.С. Турбовской, О.Г. Хомерики, А.И. Щербаков, Н.Р. Юсуфбекова).

Развитие инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании связано с развитием инновационных процессов в технике, технологии, экономике, производстве, социуме, эти процессы приобретают особый характер и определяют специфику формирования высокопрофессиональной творческой личности, способной к эффективной инновационной деятельности [2]. Готовность к инновационной деятельности рассматривается как необходимое универсальное качество личности-профессионала, главное условие эффективной профессиональной деятельности в высокотехнологичном инновационном обществе.

Необходимо отметить, что определяющее значение инновационных процессов и инновационной деятельности на развитие образования нашло отражение в появлении и развитии новой научной сферы – педагогической инноватики.

Педагогическая инноватика изучает структуру, содержание и процесс реализации новшества, разрешае проблемы развития, приращения педагогического знания и вопрочсы внедренческой деятельности [3].

Рассмотрены концепции развития инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании которое получила широкое отражение в педагогической теории и практике (В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов и др.).

Развитие и внедрение инновационных образовательных технологий в вузовском педагогическом процессе обусловлены реформированием национальной системы образования, а также его интеграцией в мировое образовательное пространство. Образование в новых условиях хозяйствования как ведущее звено и государственной системе определяет новые подходы и стратегии, ориентированные на повышение качества и перспективы подготовки специалистов, способных найти свое достойное место на рынке труда [4].

При этом образовательная стратегия направлена на поддержание свободы выбора студентом образовательной траектории. В этих условиях особое значение приобретает целевое предметное обучение и формирование самостоятельных профессиональных умений будущих специалистов [5].

Целями инновационного образования являются:

– обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

– создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

– научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Таким образом, современные инновационные технологии основывается на накопленные ценности педагогической науки. Использование инновационных технологий в педагогический процесс это использование новых идеи, методов и технологий, а также это эффективный путь решения образовательных и воспитательных задач с помощью целостности всех элементов педагогического процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показало, что инновационные процессы в науке, производстве, обществе определяют качественные изменения в профессиональной деятельности современных специалистов, что требует развития их профессиональной компетенции в единстве с подготовкой их к инновационной деятельности. Как отмечает В.С. Лазарев [6], «чтобы школа обновлялась, в ней должны утверждаться новые педагогические системы и технологии. Они не возникнут мгновенно, их нужно осваивать, а значит – взращивать новую практику образования. Сегодня же положение таково, что чем более радикальны нарабатываемые новшества, тем меньше у них шансов получить распространение в практике. Принципиально новые педагогические модели не будут эффективно осваиваться, если в школах не сложится особая культура инновационной деятельности».

Однако, на наш взгляд, необходимость инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании в реалиях развития социально-экономических отношений в Казахстане, в современных условиях поиска национальной модели отечественного образования определяется рядом обстоятельств [7].

1. Процессы создания, освоения и внедрения педагогических новшеств, составляющих суть инновационной деятельности педагога, присущи всем сферам социально-экономической системы, реализующей стратегию построения конкурентоспособного государства.

2. Развтите системы образования возможно через продуктивную деятельность педагога как компонента инновационной деятельности основанную на творческом поиске эффективных идей, оптимальных средств организации образовательного процесса с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.

3. Инновационные процессы в целом, инновационная деятельность отдельного педагога позволяют школе выйти из состояния закрытости, «корпоративности» [8]. Открытость образовательной системы позволяет говорить о возможности создания культурной среды продуктивного уровня развития педагога, а также о реальной перспективе построения гражданского общества.

Наш практический опыт, позиция исследователя позволяет говорить о том, что сегодня инновации носят массовый характер. Разработка, апробация и внедрение новшеств в систему образования Казахстана следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной работы [9].

Инновационные процессы как качественно иное новообразование в педагогической деятельности, должны быть напрвлены на реализацию основных целей образовательного процесса [10].

На наш взгляд, важно снова отметить прямую зависимость содержания инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании с социальными ожиданиями, установками. Нужно отметить, что достижение задачи повышения качества образования посредством реализации образовательных стандартов в условиях инновационной деятельности педагогов выдвигает проблему наличия источников идей развития, базы исследовательского поиска педагога.

Выводы

Таким образом, исследование показало, что усилия многих педагогов направлены на разработку и оптимизацию педагогических систем подготовки специалистов к инновационной деятельности в соответствии с инновационным развитием общества. Известно, что основу профессионально-педагогической подготовки специалистов данной отрасли труда составляют отраслевая, психолого-педагогическая и производственно-технологическая подготовка, на изменение и практическую реализацию которых влияют тенденции и закономерности инновационного производства и общества. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследования инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки специалистов в области инновационной деятельности.