Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

THE ROLE OF INTERACTIVE METHODS OF INTERACTION IN THE PRACTICE OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Varaksin V.N. 1
1 MEE of AE of C is the S of YT № of 2 of Taganrog
The article considers the interactive methods and forms of interpersonal interaction in the practical work of the teacher of additional education, promoting the efficient growth of the individual participants in the interaction. Terms of technical creativity, coupled with interactive and multimedia technologies provide a distinct advantage in training, as disclosed creative qualities of the person and provide an opportunity to prepare future professionals having versatile knowledge, skills and abilities.
technical work
association
interactive methods
additional education
multimedia technologies
teacher of additional education
creative potential
self-realization
cooperation

Практическая деятельность педагога дополнительного образования в современной России сопряжена определёнными трудностями, которые мешают в полном объёме использовать уникальность дополнительного образования. В число помех можно включить следующие: недостаточность помещений, материалов, оборудования, мизерная заработная плата педагогов, нежелание заниматься рукоделием детей и подростков. Это только малая часть трудностей и помех, но при всём при этом интерактивные методы и формы взаимодействия способны восполнить и нейтрализовать существующие помехи к осуществлению дополнительного образования.

Целью нашего исследования мы определили роль интерактивных методов взаимодействия в практике педагога дополнительного образования.

Материалом и методами исследования послужили непосредственная деятельность автора статьи в образовательных школах и непосредственное межличностное взаимодействие при изготовлении технических моделей кораблей разного уровня сложности с детьми и подростками. Несомненно, то, что дополнительное образование является той благотворной почвой развития и становления интерактивного обучения в современной системе дополнительного образования. При условии создания комфортной психологической атмосферы возможен рост индивидуального развития личности с опорой на мышление, её социальной адаптации и раскрытия творческого потенциала индивида, а также закреплению внимания индивида на изготовлении объекта технического направления.

Комфортная психологическая атмосфера создаётся, прежде всего, педагогом дополнительного образования, с этой целью он осуществляет индивидуальную помощь каждому участнику объединения, проводит дни именинников, привлекает участников объединения к соревнованиям и выставкам, даёт возможность воспитанникам готовить технические модели в качестве подарков для своих родителей.

Индивидуальное развитие личности с опорой на мышление осуществляется как процесс познавательной деятельности направленный на познание и восприятие предметов и явлений, заключающихся в содержании технического творчества.

Социально-культурная адаптация происходит в процессе межличностного общения детей и подростков, которые на добровольных началах вошли в творческое объединение, разумеется, что педагог дополнительного образования играет немаловажную роль в организации такой адаптации, проводит индивидуальные консультации с родителями своих воспитанников, даёт рекомендации самим воспитанникам в разных житейских и профессиональных ситуациях.

Творческий потенциал индивида и его зависимость от внимания заключается в содержательной части технического творчества. Внимание детей и подростков концентрируются, на выполняемых объектах внутри творческого коллектива, а важным условием сохранения внимания остаётся положительный психологический климат, который поддерживается педагогом дополнительного образования совместно с детьми и подростками технического объединения.

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования всегда была, добровольность участия детей и подростков в различных видах технического творчества, а учёт индивидуальных особенностей участников, поддерживаемый активным межличностным взаимодействием, позволяет достигать эффективных результатов каждого участника, его личностного роста, а в целом технического творчества среди детей и подростков. Разумеется, что использование интерактивных педагогических технологий при полном отсутствии жёсткой регламентации деятельности, а также при наличии свободы выбора, сотворчества и сотрудничества в полной мере раскрывает их потенциал.

Интерактивные технологии строятся на принципах диалога, который осуществляется, как между педагогом дополнительного образования и участником творческой деятельности, так и между участниками объединения. Значит, интерактивные технологии, применяемые в учреждениях дополнительного образования, будут актуальны лишь при выполнении следующих действий:

– межличностное взаимодействие в виде диалога;

– организация сюжетно-ролевых игр;

– распределение участников деятельности на отдельные направления, где будет прослеживаться логика технологического процесса изготовления модели;

– подготовка участников объединения к соревнованиям, выставкам, конкурсам и участие в них;

– разработка научных проектов по конструированию новых моделей и защита их на разных уровнях.

Таким образом, созданные условия интерактивного занятия дают возможность участникам обмениваться полученными знаниями и умениями, способами изготовления моделей и новыми идеями в области конструирования. Что в свою очередь может оказать помощь в формировании, среди участников творческого объединения, межличностного и творческого взаимодействия по отработке навыков поведения в сложных ситуациях, имея при этом собственное мнение и ценности. В техническом творчестве общение в сочетании с конструированием, обменом практических знаний поддерживается стимулированием в виде участия в мероприятиях различного уровня, что также входит в систему интерактивных совместных форм деятельности, которые поддерживаются интерактивными методами занятий.

Н.Н. Двуличанская, раскрывая сущность любого интерактивного метода, замечает следующее: «Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога» [2].

Например, О.А. Голубкова, Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина, А.Ю. Прилепо делят интерактивные методы на три группы:

– к первой группе они относят дискуссионные методы;

– вторая группа содержит в себе игровые методы;

– третья группа интерактивных методов акцентируется на тренинговых методах.

Зарубежные исследователи интерактивных методов Родс и Азбелл, Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк также делят на три группы, но уже, используя мультимедийные технологии, такие как:

– реактивное взаимодействие,

– активное взаимодействие,

– обоюдное взаимодействие [6].

Чтобы активизировать участников творческого процесса можно совместить интерактивные технологии с мультимедийными, смысл такого совмещения заключается в представлении графического материала в дополнении с диалоговыми и сюжетно-ролевыми играми, что в свою очередь приведёт к мобилизации ресурсов образного мышления и превращения его в конкретные объекты изготовления руками с использованием различных инструментов. Демонстрация графического материала дополняет содержание выполняемых конструкторско-творческих задач. В этом нам может оказать огромную помощь интерактивные доски.

Компьютер, являясь великолепным инструментом, не может заменить общения. Например, педагог всегда сможет найти ответ даже на плохо сформулированный вопрос, вступит с учащимся в совместную деятельность и решит вместе с ним любую задачу. Интерактивные образовательные технологии помогают педагогу экономить время и способствуют отработке навыков исследовательской деятельности у одарённых детей [1].

Подготовленные компьютерные презентации участниками творческого процесса позволят использовать их при моделировании, а педагог дополнительного образования, представляя презентацию по определённой теме или промышленной технологии, позволит осуществлять погружение в тематику исследования непосредственно в виде диалога, что в свою очередь активизирует реактивное взаимодействие на решение задач в индивидуальном режиме. Акцентируя внимание на активном взаимодействии необходимо регулировать объём информации и реализовать активное взаимодействие как рычаги управления информацией. Используя обоюдное взаимодействие можно расширить возможности совместной работы, что в свою очередь приведёт к активно-деятельностным формам обучения в сочетании с тренинговым воздействием, или процессом подражания руководителю.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности [3].

Совместная деятельность в сочетании с процессом подражания создаёт ситуацию успеха у каждого участника конструирования и моделирования, что в свою очередь является основой мотивации к формированию желания к рукоделию и развития творческих качеств личности.

Участвовать в техническом творчестве любят все дети и подростки, поскольку в процессе его создаются условия для самореализации и возрастает заинтересованность к познанию нового, неизвестного, а при соединении виртуальной информации с рукоделием происходит толчок к самосовершенствованию, раскрываются способности и появляется желание к самореализации.

Опыт Г.Б. Холодовой даёт возможность акцентировать внимание последователей на том, что «…В течение последних 10 лет широко распространились виртуальные образовательные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями по разным предметам…» [4].

Новизна нашего исследования заключается в объединении творческой самореализации с помощью интерактивных технологий и виртуальной информационной среды, представляемой информативным полем. Исследование показало, что ситуация успеха в производимой деятельности и мотивация, которая формируется в процессе изготовления модели стимулируют активность участников объединения, способствует развитию творческих качеств личности, отвлекая их от определённой интернет зависимости.

А. Маслоу, объясняя пирамиду потребностей человека, в её основании расположил физиологические, затем потребности человека в безопасности, социальном статусе, потребности в признании, и наконец, потребности в самовыражении [7].

Чтобы выйти на вершину пирамиды потребностей, А. Маслоу говорит, что человек должен реализовать в полном объёме все предыдущие потребности. Физиологические, являясь базовыми, забирают до 80 %, а для самореализации или самовыражения – 10 %, что говорит о высокой степени избирательности человека в творчестве.

С помощью творчества происходит самореализация личности и самовыражение её, поскольку использование, приобретённых в период совместной деятельности в творческом объединении – знаний, умений и навыков даёт возможность личности раскрыться в полном объёме, попутно осуществить собственные замыслы и реализовать индивидуальные способности и таланты, получая от всего этого большую удовлетворённость в своих возможностях. Мы видим, что творческая деятельность, являясь процессом и продуктом личных качеств индивида, а также средой, которая создаёт эффективные условия для самореализации, способствует профессиональному становлению личности.

Ф. Баррон, говоря о личности и её месте в творчестве, замечал, что: «Творчество – это способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования. Таким образом, это способность вызывать к жизни нечто новое» [5].

Современные исследователи Ю.Г. Репьев, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, Г.Б. Холодова, А.В. Хуторской предлагают информационно-коммуникационные технологии для практического использования и развития творческих методов в обучении.

Наличие компьютерных классов в учебных заведениях и индивидуальных компьютеров у детей и подростков способствует формированию информационной среды с помощью, которой можно осуществлять творческую деятельность на расстоянии так считают Ю.Н. Афанасьев, А.А. Андреев, И.Г. Захарова, В.А. Игнатова, В.В. Рубцов, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и другие.

Таким образом, самореализация личности в современной педагогике является ключевой проблемой, к которой можно отнести такие качества человека как: инициативность и самостоятельность, самосовершенствование и саморазвитие, а также реализация талантов и способностей. Стремление к самореализации, являясь высшей ступенью развития человека, способствует становлению его как специалиста, профессионала, а роль интерактивных методов взаимодействия в практике педагога дополнительного образования является в реализации этого процесса ключевой. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, а новизна и актуальность его бесспорна.