Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF INFORMATIVE AND INTELLECTUAL ACTIVITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT

Zhunisbekova Zh.А. 2 Aimenova Zh.A. 2 Kalkhodzhayeva A.M. 2 Zhandabayeva I.S. 2 Kerimbekov M.A. 1 Primbetova S.K. 2
1 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area (joint-stock company Branch «National training centre of pedagogical shots «Orley»)
2 М.О. Аuеzоv South Kazakhstan State University
This work is devoted to an actual problem – increase of efficiency of teaching and educational process at elementary school and to versatile development of the identity of the younger school student. Informative and intellectual activity is formed in the course of knowledge, being the most important quality of this activity. The concept «informative and intellectual activity», its various treatments that allowed to draw a conclusion that informative and intellectual activity is a quality of activity which under favorable conditions becomes eventually personal education is considered.
elementary school
identity of the younger school student
learning efficiency
informative activity
intellectual activity

На современном этапе развития дидактики проблема повышения эффективности процесса обучения привлекает внимание ученых в связи с поиском наиболее рациональных путей и методов управления учебным процессом (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.), структурно-системным анализом учебного материала и процесса обучения (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.), а также анализом и оценкой эффективности технических (А.М. Матюшкин) и методических (Я.А. Пономарев) средств обучения. Теперь уже не достаточно овладение элементарными навыками чтения, письма, счета, решения задач. Формирование этих навыков включается в решение более широких и важных задач:

«Во-первых, подвести детей к предметному обучению в логике научных знаний, раскрыть перед ними те основные и фундаментальные свойства изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки. Так, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и мышления, а элементарными навыками счета – во введение в изучение количественных отношений.

Во-вторых, сформировать у детей учебную деятельность, имеющую свои задачи и способы. На современном этапе развития нашего общества учебная деятельность должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Это вторая «профессия» каждого человека, от умения осуществить которую во многом зависит продвижение в основном избранном деле.

В-третьих, использовать все возможности периода начального обучения для формирования мотивов учения и для интеллектуального развития детей».

Процесс обучения в педагогике характеризуется как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, как двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение). С.И. Маслов определяет процесс обучения как «…целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых».

«Из всей совокупности общественного опыта, накопленного человечеством, школьное обучение, – как отмечает Д.Б. Эльконин, – должно передать детям не просто эмпирическое знание о свойствах и способах действий с предметами, а обобщенный в науке и зафиксированный в системе научных понятий опыт познания человечеством явлений действительности: природы, общества, мышления». Поэтому, переходя к вопросу об эффективности процесса обучения, нельзя забывать о соотношении понятий обучения и развития, которые, исходя из концепций развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, Л.В. Занкова и др., неразрывно связаны между собой.

Ряд ученых-педагогов (В.А. Аникеев, К.С. Карелин, О.Ю. Грачев и др.) придерживаются точки зрения Д.Б. Эльконина, который писал: «эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний». Однако не только максимальные результаты в усвоении знаний, умений и навыков дают право говорить об эффективности процесса обучения. Успешная организация педагогического процесса в школе предполагает непосредственное максимальное включение в этот процесс самого школьника, то есть его активность.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения уровня эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Еще А. Дистерверг в своей книге «Руководство к образованию немецких учителей» писал: «…развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования». Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Овладение же системой ведущих знаний и способов деятельности возможно лишь при условии повышения уровня активности школьников в познавательной деятельности.

Содержание начального образования, ориентированное на первоначальное формирование основных сторон личности на первое место ставит развитие познавательной культуры младшего школьника. В стандарте начального образования отмечается также, что большое внимание надо уделять формированию «…не только предметных знаний и умений, но и качеств, соответствующих инвариантным базисным компонентам деятельности структуры личности: познавательной, коммуникативной и т.д.». В концепции содержания непрерывного образования акцентируется внимание на формирование познавательной деятельности к учебной деятельности: «В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, должна формироваться учебно-познавательная активность и интерес к экспериментированию. На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о том, что развитие познавательной активности учащихся начальных классов является одной из приоритетных задач начального образования.

Анализ научно-педагогической и психологической литературы показал, что данную проблему исследовало большое количество ученых, которые внесли значительный вклад в ее разработку и решение. Была определена сущность познавательной активности (В.В. Давыдов, Е.И. Рогов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин), ее структура (И.Ф. Харламов, Э.А. Хейе, Т.И. Шамова), уровни сформированности (Т.И. Петракова, М.В. Матюхина).

В ряде работ (Т.В. Слотина, В.Г. Крысько, Р.С. Немов и др.) показано, что познавательная активность должна являться важнейшим источником формирования личности учащихся, что главный фактор личностного развития – их собственная активная познавательная деятельность на максимальном уровне их интеллектуальных возможностей. В этой деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки, необходимые способы действий, интеллектуальные, волевые и другие качества.

Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, тогда должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

Поэтому одна из целей начального образования – развитие познавательной активности ребенка: «Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и т.д. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение».

Таким образом, опираясь на исследования Т.И. Петраковой, мы в своей работе в качестве критериев эффективности процесса обучения выделили показатель изменения уровня познавательной активности учащихся и, связанный с ним, по мнению М.В. Матюхиной, уровень их успеваемости.

Для того, чтобы в ходе эксперимента иметь более конкретные представления о явлении познавательной и интеллектуальной активности и успеваемости учащихся, вначале необходимо дать определение этим понятиям и раскрыть их содержание.

Активность школьника в учебной деятельности, как проявление его реальных сил, может считаться и предпосылкой и результатом его развития. В то же время, активность не является врожденным, неизменяемым свойством личности, а значит, ее можно развивать.

Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром. Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь, как условие ее становления, реализации и взаимодействия, как свойство ее собственного движения. Активность личности помогает в выстраивании ее программ развития: социальной, духовной и биологической (А.Г. Асмолов, С.А. Персиянцев, А.В. Брушлинский).

Исследования последних десятилетий углубленно изучают различные подходы к проблеме активности: ее типы (социальная, познавательная, интеллектуальная, трудовая и другие), ее свойства (адаптивная и неадаптивная, репродуктивная и продуктивно-творческая), а также сам процесс формирования высокого уровня активности личности (Д. Дьюи, И.С. Леденко, В.С. Мерлин и другие).

Свойство активности как черты личности складывается в деятельности различного плана (познавательной, трудовой, общественной и т.д.). Причем проявление активности в определенных видах деятельности соответствует их характеру и специфике. В зависимости от вида деятельности соответственно выделяют типы активности: познавательная, трудовая, общественная и т.д.

Для нашего исследования наиболее важным вопросом является рассмотрение познавательной и интеллектуальной активности.

В теоретической литературе проблема формирования и развития познавательной активности рассматривается с различных точек зрения. Психологические аспекты проблемы освещены в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина.

Проблема познавательной и интеллектуальной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников входит в исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занкова, В.С. Мухиной и других.

В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной и интеллектуальной активности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной и интеллектуальной деятельности школьников (Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Л.Л. Гурова, Б.И. Коротяев, Т.А. Ратанова и др.); прослежены связи познавательной и интеллектуальной активности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.

Но, несмотря на многочисленные исследования психолого-педагогического аспекта проблемы познавательной и интеллектуальной активности учащихся, многообразие подходов к ее решению свидетельствует о недостаточной ее изученности.

О недостаточной проработанности этого вопроса говорит и употребление понятий «познавательная и интеллектуальная активность» и «познавательная самостоятельность» в значениях близких, иногда синонимичных. Вполне естественно, что понятие «познавательная и интеллектуальная активность», ввиду его сложности, в разные годы трактовалось по-разному. Дореволюционные педагоги трактовали познавательную активность как показатели деятельности школьника, т.е. очень широко. Ими обычно характеризовали и отношение ученика к учению, и характер учебного труда. На сегодняшний день, вследствие разнообразных подходов к проблеме познавательной активности, есть несколько определений этого понятия различными авторами. Г.И. Щукина в своих работах отмечает, что «…познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие в нем, мыслительно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе». По мнению И.Ф. Харламова, познавательная активность школьника – это «…интеллектуальная аналитико-синтетическая деятельность учащихся в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

Многие исследователи рассматривают сущность познавательной и интеллектуальной активности учащихся как психолого-педагогическую проблему.

Из анализа основных публикаций, в которых рассматривался вопрос о сущности понятия познавательной и интеллектуальной активности, А.В. Петровский вычленяет два основных подхода исследователей к рассмотрению данного вопроса. Одни авторы рассматривают познавательную и интеллектуальную активность как деятельность (К.К. Платонов, И.В. Дубровина, В.Д. Щадрикова и др.), вторые – как черту личности (М.А. Холодная и др.).

Т.И. Шамова считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга. Использование их в диалектическом единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности познавательной и интеллектуальной активности, которую необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств – познавательная и интеллектуальная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных и интеллектуальных интересов, стремлении и эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Это качество деятельности личности формируется, главным образом, в процессе познания, которое по своей природе связано с целенаправленной активностью субъекта. В данном случае активность выступает как средство и условие достижения цели. Приведение субъекта в активное состояние является результатом его взаимодействия с внешней средой.

Познавательная и интеллектуальная активность носит индивидуальный характер. Одновременно с этим следует заметить, что активность, будучи условием познания, не является врожденной чертой личности, она формируется в процессе деятельности. Что касается активности учения, то она формируется в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и появлением нравственно-волевых качеств ученика, и в то же время сама активность влияет на качество деятельности.

Проведенный анализ трактовок понятия «познавательная и интеллектуальная активность» показывает, что в них неполно учитываются важные стороны сущности рассматриваемого понятия в связи с тем, что авторами осуществлялся односторонний подход к его анализу: познавательная и интеллектуальная активность рассматривалась либо как деятельность, либо как качество личности в отрыве от деятельности.

Т.И. Шамова также не сводит познавательную и интеллектуальную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил, а определяет ее как качество деятельности личности, которая проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Именно это определение мы берем за основу в своем исследовании.

Исходя из данного определения, активизация учения трактуется не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания. От выбора средств активизации и условий обучения зависит уровень познавательной и интеллектуальной активности школьников, т.е. качество их познавательной и интеллектуальной деятельности.

Известно, что с точки зрения физиологических механизмов, процесс обучения представляет собой образование временных условных связей. Этот процесс облегчается возбуждением исследовательского рефлекса, который приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной и интеллектуальной активности. И.П. Павлов указал на общий признак ситуаций, вызывающих активность – новизну. Такой новизной в учебном процессе может быть неизвестная информация, необычная форма подачи материала, новое средство обучения.

Смысл же познавательной и интеллектуальной активности состоит в том, что, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, они создают ценное чувство ориентировки ученика в том, что происходит в классе на уроке, инициативности в оперировании знаниями, он более чутко прислушивается и присматривается к тому, что и как делается другими. Однако, проявления познавательной и интеллектуальной активности многообразны, и их трудно обособить. Они выражены:

1) в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;

2) в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращенных к учителю;

3) в желании расширить, углубить познавательную и интеллектуальную деятельность за счет источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио, компьютерные технологии.

С этим связано стремление школьников привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.

Познавательная и интеллектуальная активность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе.

Таким образом, рассмотрев понятие «познавательная и интеллектуальная активность», его различные трактовки, можно заключить, что познавательная и интеллектуальная активность – это качество деятельности, которое с течением времени при благоприятных условиях становится личностным образованием. Познавательная и интеллектуальная активность формируется в процессе познания, являясь важнейшим качеством этой деятельности. Проявление познавательной и интеллектуальной активности сопровождается особым психологическим состоянием, основой которого является «исследовательский» рефлекс. Это состояние характеризуется эмоциональным подъемом, умственным напряжением вместе с волевым усилием.