Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EDUCATING BY MEANS OF FORMING OF CREATIVE INTERESTS

Turabaeva L.K. 1 Madalieva A.B. 1 Tleubaeva C.L. 1
1 South-Kazakhstan State University named after M. Auezov
In the context of globalization of information provided by the introduction of various improvements in education and innovation. The main innovation in the preparation of new routes have been questions about the requirements to them. Teacher education and creative abilities, creative reflection, creative self-development will be consistent with the creative independence. The learning process of creative tasks students are constantly running a professional organization and its future depends on the competence of teachers consistent research and teaching. In accordance with the new paradigm of education in the formation of students’ interest in creative, interactive, information, due to the nature of their research technologies. Currently, students in education opportunities for creative innovation in the process of formation of interest. Learning reflection values include the importance of the initiative and creativity of the individual. The sequence of the new information technologies, communication and cognitive skills of students associated with the life and creative analysis of the features of interest and creativity in the development of speech.
innovation
information
system
new training
creative reflection
self-development
individual
creative interest

В настоящее время в образовательных учреждениях уделяется большое внимание вопросам исследования развития творческого потенциала индивида как личности. Инновационный опыт педагогов нового поколения в области развития творческой личности базируется на методах и системе, основанных на деятельностном и творческом подходах.

Воспитание молодого поколения как всестороннеразвитой, интеллектауальной, здравомыслящей, конкурентоспособной личности является актуальной проблемой нашего общества.

Цель ислледования: изучение самых оптимальных методов развития творческих интересов учеников.

Материалы и методы исследования:

1. Определение путей развития творческой личности.

2. Совершенствование познавательной мотивации мышления, развитие мыслительной деятельности, реализации инновационных процессов в образовании.

При анализе познавательного уровня учащегося следует подробнее рассмотреть ІΥ уровень В.П. Беспалько – творческий уровень. Для данного уровня характерна самостоятельная творческая деятельность каждого из учащихся. Интерес ученика к игре способствует легкому и быстрому выполнению творческих заданий.

Как отмечал А.И. Субетто: «Игра всегда представляет собой модель счастливой жизни. Игра – генератор идей, который порождает творчество, готовит человека как к творчеству, так и к жизни».

В формировании учебно-познавательной деятельности учащихся, в совершенствовании их творческих способностей и активности, познавательной деятельности большое значение имеет повышение уровня образования. Познавательная деятельность учащихся складывается из следующих компонентов: познавательного интереса, познавательной активности, познавательных исследований и творческой деятельности.

М.Н. Скаткин и И.Л. Лернер, анализируя методы обучения говорению (развития устной речи), подразделяют их, в зависимости от степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся, на следующие виды: объяснительно-иллюстративный, реконструктивный, опережающий, эвристический, или поисковый и исследовательский.

В настоящее время организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями должна быть направлена на развитие интересов и способностей обучающихся, на их духовное развитие, на реализацию задуманных жизненных планов. В рамках данного вопроса необходимо учитывать преемственность связей между основной, средней и высшей школой, производством.

В условиях сплошной информатизации и глобализации нельзя представить развитие и совершенствование современного образования без внедрения различных инноваций, пересмотра основных направлений инновационного обучения. Вместе с тем, следует уделить большое внимание рассмотрению проблем соответствия педагогических принципов современного обучения требованиям стремительно развивающихся инновационных образовательных систем, в первую очередь, творческим способностям, творческой рефлексии, творческому самосовершенствованию, творческой самостоятельности, креативности [1, 4].

Социальный запрос на изучение механизмов развития творческого потенциала индивида свидетельствует о значимости, актуальности данного вопроса. Динамическая природа, характеристика творческого интереса проявляется в креативности и ее основных проявлениях. Однако, возникает проблема: хотя понятие «креативность» признается и определяется в педагогической и психологической науке как устоявшаяся категория, но до сих пор это понятие не нашло еще своего точного определения и требует со стороны творческой психологии основательного, полного анализа.

Гуманизацию общества можно считать научной проблемой, научным вопросом начала ХХІ века. Уже в настоящее время на нынешнем этапе его развития данная тенденция является свидетельством решающей роли человеческого фактора. В феноменологиии данного фактора творческий интерес рассматривается как его приоритетный и основной компонент.

Казахстанская образовательная парадигма формируется в результате глубокого анализа Конституции Республики Казахстан, стратегической программы «Казахстан-2030», образовательной политики, законов и официальных документов [2, 1].

Как показывают теоретические анализы, в исторический период результат смены одной парадигмы другой требует глубокого осмысления новых идей и принциов, развития культуры и творческих связей.

Таким образом, опираясь на мнения ученых, с учетом результатов анализа было сформулировано следующее определение: новая парадигма образования в контексте ориентации новой цивилизации представляет собой концептуальную модель образования инновационной школы, основанной на научно-методической основе, в качестве интеллектуального образовательного центра, соответствующего государственным стандартам, направленным на формирование всестороннеразвитой личности.

Анализ состояния образовательной системы на сегодняшний день подводит к пониманию необходимости, в первую очередь, создания новой образовательной парадигмы, направленной на развитие творческой сущности и духовности человека.

В этом случае основными задачами образовательной практики являются не только обучение законам природы и общества, но и помощь в усвоении гуманистической методологии творческого воссоздания мира, а также гармонизация отношений в системе «человек-природа-общество». Только инновационное образование, основной целью которого является сохранение и развитие человеческого творческого потенциала, в силе решить данные задачи. С глубокой уверенностью можно утверждать, что базовым знанием ХХІ века является инновационное креативное обучение, ставшее основой психологических и педагогических знаний.

Инновационное, креативное обучение – интеллектуальный процесс, определяющий качество обучения в школах, направленный на формирование личности, способной к познанию и созданию нового [3, 11].

Формирование у школьников интереса к творчеству относится к одному из очень важных, сложных и многоаспектных проблем. Творчество – это стремление человека к самопознанию, самоопределению в условиях жизненных реалий.

Чтобы найти правильный путь в жизни, человек должен научиться правильно мыслить, самостоятельно принимать конкретные решения. Стремление к совершенствованию способностей, их развитие способствует развитию самопознания.

Творческая деятельность – результат развития умений постановки задачи, формулирования умозаключений, рождения идеи, ее воплощения, ее логического развития, использования эффективных методов в решении определенной проблемы, обоснование, представление результатов эксперимента.

Уровень творчества учащегося определяется постановкой задачи и путями ее решения. В данном случае усвоение новых знаний протекает одновременно с формированием и развитием творческой мысли. Следовательно, результат творческой идеи – не только повторение и обновление известных концепций, но и создание новых знаний, создание новых путей для выполнения поставленных задач.

Знание в ХХІ веке следует рассматривать как развитие творческих интересов человека, как личное развитие индивида. Это является одной из форм самосозидания, самосовершенствования, умения дать оценку себе, своим действиям с общественной точки зрения, умения участвовать в изменении окружающего мира, окружающей среды. Образование способствует повышению интеллектуальных способностей, духовных сил человека, способствует формированию его как личности, индивида.

Осознание необходимости развития творческого потенциала проявляется посредством интереса к инновациям, творческий интерес становится основой для расширения своих знаний, познавательной деятельности.

Современная концепция формирования основывается на новой парадигме, которая представляет собой описание, характеристику инициативы каждого индивида; возможностей личности, включая творческое саморазвитие, творческую самореализацию; преимущество внутренней свободы – творческого саморазвития как описание комплексного характера познавательного интереса.

Творческий интерес отдельной личности – это внутренний процесс, способ ответа, самовыражения окружающей среде, стремление к сознательному самосовершенствованию на основе учета субъективных отношений как субъекта общественных отношений с учетом внутренних противоречий.

Формирование творческого интереса – особый тип творческой деятельности, выражающий субъект-субъектные отношения, что, с одной стороны, направлено на усиление темпов и эффективности оригинальных процессов «самопознания, самоопределения, самоуправления, самопознания», с другой стороны, педагог направляет учащихся на решение противоречий сложных проблемных творческих задач субъективного направления.

Подготовка в учебном процессе системы творческих заданий для учащихся с учетом будущей профессиональной направлености зависит от педагогической компетентности преподавателя.

Знание своего предмета и систематическое обновление его содержания, творческое отношение к работе, личный вклад в формирование и развитие личности – все это связано с духовно-нравственными ценностями учителя.

Творческий потенциал учащегося состаляют:

1) когнитивные (познавательные) навыки – понимание окружающего мира, стремление к познанию сущности явлений, стабильность познавательной мотивации и т.д.

2) креативные (творческие) навыки – мыслительная деятельность, творческое вдохновение, воображение, предположение, глубина мысли, способность видеть или ощущать противоречия; определение актуальной проблемы; стабильность творческого интереса и т.д.

Методологические (организационные) навыки – понимание цели работы, оптимальная организация действий для достижения цели, настойчивость в достижении результатов, рефлексивное мышление, коммуникативные навыки т.д. [4, 55].

Таким образом, внедрение и развитие инновационных процессов в образовании представляет собой развитие системы образования, условия обновления и эффективности. В настоящее время в учебном процессе не следует рассматривать учащегося как объект обучения, следует воспринимать его как развивающуюся личность, что вызывает необходимость использования инновационных технологий, направленных на формирование личности в современной педагогике. Цель использования новой технологии – обеспечив обязательный уровень знаний, достигнуть творческого уровня.

Целенаправленность образования на личность, направленность содержания образования на предоставление качественных знаний, отвечающим современным требованиям, гуманистическая направленность национального учебно-воспитательного процесса могут служить основой методологии инновационного обучения. Необходимо создать философскую концепцию, методологическую и методическую основу современного национального образования, основываясь на систематизацию особенностей содержания и принципов обучения. Без этого в школах и в других образовательных учреждениях не может быть создана концептуальная целостность национальной идеи.

В проявлении интереса к творческой деятельности приобретают важность следующие функции обучения: обеспечение результативности обучения, совершенствование форм обучения, соответствие содержания особенностям учащихся, разнообразие методов обучения, использование новых педагогических технологий, широкое применение творческого обучения и т.д.

Таким образом, в соответствии с новой парадигмой образования определена роль интерактивных, информационных, поисковых технологий в формировании у учащихся творческого интереса. Вместе с тем, в соответствии с инновациями в образовании определены возможности учащихся современных школ в формировании творческого интереса, дана характеристика важности рефлексии в обучении и в развитии творческой инициативы личности. Проанализированы и охарактеризованы информативная системность новых образовательных технологий, связь их между собой и окружающей средой, унифицированность, особенности в развитии когнитивных навыков, творческих интересов, креативности.