Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

По мере того, как меняется темп жизни, перестраивается и стиль мышления человека, и образ мира, в котором он живёт. Говорить только о познающем мышлении уже не актуально, возникает понимающее мышление. Этот факт не может не сказаться на учебно-воспитательном процессе, на содержании обучения, на самом способе подачи информации, её включении в систему знаний и деятельности личности. Мы же через призму понимающего мышления постараемся взглянуть на учебно-воспитательный процесс. Данный подход к учебно-воспитательному процессу позволяет учесть дидактическое противоречие обучения – между стремлением обеспечить преподавателю руководящую роль в данном процессе с одновременным сохранением полной самостоятельности мышления и действий учащихся. Этот подход требует понимания преподавателя и студента как субъектов учебно-воспитательного процесса, который развивается в результате собственной активности субъектов, которую никто другой за них не проявит, базируется на взаимопонимании и индивидуальном опыте, на достижении общей цели – более глубокому усвоению материала, позволяя при этом самостоятельно формировать неизвестные им до этого обобщения, а также пользоваться ими на практике.

Переориентация учебно-воспитательного процесса в высшей школе с информационной на деятельностную направленность, формирование психических функций в «контексте жизни и деятельности» (С.А. Рубинштейн) подготовлены самой жизнью. В эпоху стремительного роста объема информации и связанного с этим быстрого старения программ высших учебных заведений, которое протекает гораздо быстрее, чем в прошлом, следует приобщать учащихся к самообразованию, вручая им способы добывания нужных знаний. Все это приобретает особо важное значение в эпоху реализации во многих странах идеи непрерывного образования и является логическим следствием научно-технического прогресса и выступающей в качестве необходимого условия адаптации человека к постоянно меняющимся условиям его жизни, трудовой деятельности.