Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Стоматология – это, пожалуй, единственная из отраслей медицины имеющая всегда высокие темпы развития. И фраза «непрерывное образование в течение всей жизни» – стала не просто ориентиром на будущее, это реальная ситуация для специалистов, желающих оказывать качественные стоматологические услуги.

За последние десятилетия в отечественной стоматологии произошло значительное обновление профессионального оборудования, заметно расширился ассортимент расходных материалов, изменились технологические подходы при оказании стоматологической помощи. Применение новейших технологий поменяло и требования к уровню профессиональной подготовленности врачей стоматологов.

Профессия стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве, с мелким колюще-режущем, а главное вращательным инструментом, на малом часто труднодоступном операционном поле, все это требует от врача-стоматолога ювелирной точности и конечно выдержки. Такое мастерство ввиду объективных причин не может быть освоено только на клиническом приеме пациентов.

Современные тенденции стоматологического образования предполагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи фантомов, манекенов, тренажеров и симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Также при использовании симуляционных технологий происходит снижение числа ошибок при выполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества стоматологической помощи населению в целом.

Специализированные навыки, осваиваемые на фантомах в рамках постдипломного образования:

– реставрация всех групп зубов современными фотополимеризационными материалами;

– эндодонтическое лечение любой сложности;

– протезирование любыми видами ортопедических конструкций, включая безметалловую керамику;

– имплантация зубов с дальнейшим протезированием.

Симуляционный центр практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дает возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания, а значит трансформировать их в умения и навыки. Качество выполненных работ на фантоме является одним из основных критериев сформированности профессиональных компетенций.

Опыт проведения циклов повышения квалификации врачей-стоматологов показывает, что около 40 % врачей необходима дополнительная отработка отдельных мануальных навыков в фантомных классах. И они с радостью используют данную возможность.

Необходимо также отметить, что после прохождения фантомного курса у слушателей формируется мотивация к реализации полученных знаний. Самые современные стоматологические технологии, отработанные на фантомах, становятся для слушателей привычными и не вызывают затруднений при их практическом применении в клинике.