Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений. Основоположником его, бесспорно, является Я. Морено [5]. Достаточно подробно описан его метод социометрического опроса с обработкой результатов с помощью социометрической карточки и социоматрицы, например, в [4]. Использование классических социометрических методов позволяет выявить формального и неформального лидера, аутсайдеров, микрогрупп. Однако некоторые исследователи указывают на необходимость дополнять такой опрос другими методами. Кроме того, формулировка вопросов должна соответствовать ценностям и уровню развития опрашиваемых, в нашем случае – студентов, тем более, что большинство из них уже проходило именно такой социометрический опрос в школе и негативно относится к повторению опыта. Некоторые из них в качестве научной работы сами проводят такое исследование в школе, которую закончили. Поэтому для социометрического исследования студенческих групп 2 курса очной и очно-заочной форм обучения мы избрали несколько методов: определение индекса групповой сплоченности К. Сишора [1], метод цветописи А. Лутошкина [3] (в большинстве опубликованных работ его применяют при анализе школьных коллективов, что, по нашему мнению, неоправданно сужает область его применения), оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) [6], экспресс-методику оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.И. Шалыто ([2]).

Применив методику определения групповой сплоченности К. Сишора, мы обнаружили, что самого высокого уровня сплоченности не достигла ни одна группа, однако во всех исследуемых группах он оказался выше среднего. Наиболее высокие результаты показали группы 354, 255, 367, 256. Самый низкий уровень сплочённости был выявлен у группы 352.

В соответствии с методикой А. Лутошкина студентам предлагалось выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в их группе. В 351, 354, 352, 252, 253, и 256 группах большинством выбран зелёный цвет – спокойное, уравновешенное настроение. Но у студентов 352 гр. пребывание в коллективе ассоциируется ещё и с фиолетовым – тревожное, напряжённое, и с чёрным – уныние, полное разочарование, упадок сил. У студентов 255 группы преобладают ассоциации с оранжевым цветом – радостное настроение (как и у студентов гр.353) и с жёлтым – светлое (как и в гр. 367). Следует обратить особое внимание на то, что фиолетовый и чёрный цвета довольно часто выбирали в группах 251, 352, 253, 351, 352. В группах 255, 256 фиолетовый цвет не назвал ни один студент, а проигнорировали черный – в группах 353, 255. Ни один студент из 367 гр. не назвал красный цвет – восторженное настроение, из 256 гр. – жёлтый. Таким образом, наиболее «мрачной» представляется атмосфера в группах 352, 251, 367, наиболее положительной в 255, 353, 354 группах, уравновешенной, спокойной в 351,252, 253, 256 группах.

В данном случае по результатам теста можно выделить и индивидуальные особенности членов группы. Так, например, студент, выбравший одновременно и красный, и чёрный цвет, воспринимает мир без полутонов и переходов.

Замерять психологическую атмосферу в группе можно также с помощью другой несложной методики (предложена А.Ф. Фидлером), сущность которой составляет оценка десяти антонимичных пар, например, взаимная поддержка – недоброжелательность, занимательность – скука, по девятибалльной шкале. Выше всего суммарный балл (а следовательно – лучшая атмосфера в группе) оказался в группе 256, самый низкий – в 253 группе. Самый высокий балл по составляющим в группах 351,354, 255, 367 дан дружелюбию; 353 – успешности; 251 – увлечённости; 252 – удовлетворённости; 256 – продуктивности; 352 – холодности; 253 – неудовлетворённости.

В соответствии с методикой О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто в исследуемых группах были выявлены результаты по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компонентам отношений в коллективе. Самые высокие результаты по эмоциональному компоненту – в гр. 352, 252, 256, т.е. студентам этих групп нравится быть вместе; по когнитивному компоненту – 351, 353, 354, 253, 255, 367, т.е. ребята хорошо знают друг друга; по поведенческому компоненту – 251 и 351, т.е. ребята хотят вместе работать и проводить досуг. В группе 253 студентам неприятно находиться вместе (эмоциональный компонент «-0,45»), хотя когнитивный компонент очень высокий. Причины не вполне благоприятной психологической атмосферы в группе 352 прямо противоположны: в этой группе низкие показатели когнитивного компонента свидетельствуют о том, что ребята плохо знают друг друга. Наиболее здоровый климат в группах, где эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты примерно одинаковы. Такой оказалась 256 группа.

Проведённый цикл тестов позволяет сделать следующие выводы: из всех исследуемых групп наиболее сплоченные, с хорошей морально-психологической атмосферой – 256, 353, 255. Наименее здоровый психологический климат в группах 253, 352. Следует рекомендовать проводить в этих группах больше соответствующих мероприятий, причем разной направленности, поскольку причины формирования не очень благоприятного психологического климата в этих группах разные.

Исследование выявило различную надежность и валидность методик социометрии. Наиболее удачными оказываются методы, в которых опросник составлен грамотным русским языком (не используются иноязычные вкрапления, неудачные переводы, интерференция). По нашим наблюдениям, многие психологические методики могут быть применены в русской среде только после грамотного перевода специалистом, иначе не обойтись без не совсем верной интерпретации, что ведет за собой неправильные результаы и, как следствие, отрицательно сказывается на научной ценности исследования. Кроме того, следует учитывать, что определенные слова-концепты не могут быть переведены без потери смысла на другие языки [2].

По нашим результатам, методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто оказалась наиболее информативной, поскольку не просто констатировала уровень групповой сплоченности, но помогла выявить причины недостаточно хорошей психологической атмосферы в некоторых группах. В вузовской практике следует использовать все виды социометрических исследований, поскольку их результаты дополняют друг друга и дают необходимую валидность. Проведение социометрии в вузе необходимо, поскольку ее результаты находят свое применение при составлении планов воспитательной работы, при выборе старост и студенческого актива.