Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SCIENTIFIC GROUND OF CONCEPTION OF PERFECTION OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ON BASIS OF APPROACH OF SYSTEMS

Egizbaev Z. 1 Yessirkepov Z.M. 1 Abzhalelov B.B. 1
1 Kyzyzlorda state university
Researches showed that substantial improvement of the aerobic productivity of schoolchildren, that is investigation of increase of motive activity, and also change of maintenance of employments toward the increase of volume of exercises энергообеспечение of that is accompanied by an aerobic mechanism in the so-called «stable state», when working muscles are provided with the sufficient amount of oxygen in the process of work. The primary improvement of indexes in the senior age-related groups we explain influence of the system of educator events for forming of requirement in physical perfection and self-education and realization of meaningfulness of health of длы itself personally and for success with further studies and activity. It is known that most schoolchildren of senior age have steady cognitive interests. On a higher level development of feelings and volitional processes rises for them. Many students in this age are able to put before itself a certain goal in educational or public work and to determine the vital plans taking into account present interests and inclinations. Such students show purposefulness and energy in-process, anymore care of the health, showing a persistence in overcoming of meeting difficulties.
physical culture
exercises

Физическое воспитание в школе и вузе должно ориентировать всю педагогическую систему на новый целовой подход – формирование физической культуры личности как продукт развития этой культуры в инвалиде, как часть его общей культуры.

Определенно можно сказать, что в физической культуре школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры – уровень культурного развития как личности, методы и средства достижения этого уровня, разнообразные виды деятельности, в которой проявляется сформированный культурный уровень [1]. Весь образовательно-воспитательный процесс в школе должен быть ориентирован на развитие обшей культуры учащихся в единном комплексе знаний, умений, убеждений, двигательных и иных навыков, физических и нравственных качеств, творческих способностей, правил поведения, реализуемых в учебной, трудовой и общественной деятельности, в здоровом образе жизни и поведении [2].

О физической культуре личности нельзя судить только по показателям физического развития, двигательной подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Обязательно должен быть учет нравственных качеств и духовной сферы личности: содержание мыслей и чувств, содержание ценностных ориентаций, формирование интересов, потребностей и убеждений. Все это в конечном итоге определяет социальную активность учащегося.

Физическая культура личности – это сложная динамическая система, состоящая из нескольких тесно взаимосвязанных между собою подсистем: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство, психическое совершенство, нравственное совершенство, знания и убеждения, активность [3].

Например, подсистема «физическое совершенство личности» включает показатели физического развития, состояние здоровья, уровень развития физических качеств, набор двигательных навыков и ряд других. Психическое совершенство личности определяется такими качественными характеристиками, как общительность или содержанность, абстрактностью или конкретностью мышления, эмоцианальной устойчивостью, самостоятельностью суждений, серьезностью поведения, принципиальностью, гибкостью суждений, склонностью к новаторству, контролируемостью поступков, выдержанностью, уровнем личностой тревожности.

Прежде чем предлагать какое-то решение проблемы оздоровления учащихся, необходимо учесть все неблагоприятные факторы, влияющие на их здоровье [4].

Как известно, ученики весь учебный день вынуждены сидеть за партой. В таком статическом положении нарушаются многие функции организма, ослабляются мышцы ног, туловища и рук, ухудшается осанка. Для посещения туалета в школе во время урока не у всех учеников хватает смелости, поэтому они терпят, что способствует нарушению нормальной работы желудочно-кишечного тракта и может привести к заболеванию, психическим стрессам разрушающе действует на детский организм. А психические перегрузки школьники испытывают очень часто – это замечания или даже угрожающие выговоры учителя при вызове к доске, при опросе или сдаче экзаменов, при общении со сверстниками и т.д.

Решение проблемы оздоровления учащихся нам представляется в системном использовании не только средств физической культуры, но и широкого круга допольнительных средств, укрепляющих здоровье, а также путем дифференцированного использования средств и методов физической культуры на основе разработки возрастных (групповых) и индивидуальных моделей здоровых, физически, нравственно и интеллектуально совершенных школьников [5,6,7].

По мнению в исследовании многих, в том числе и социальных явлений, включая учебно-воспитательный процесс, позволяет решать такие сложные проблемы на более высоком качественном уровне [8]. Саму систему определяют как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегральных качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам, формирующим систему [9]. Отличительными признаками любой системы является связь, целостность и обусловленная ими устойчивость структуры. Применительно к учебному процесссу школы элементами системы являются ученики, учителя, технические работники и руководство школы. Объектом учебной деятельности является множество учеников как система, состоящая из отдельных элементов – учащихся. Учителя – это «субъект учебной деятельности», структурно объединенный в систему однородных элементов, дифференцированных по профессиональному признаку. Системы «объект» и «субъект» представляют собой две стороны учебного процесса, тесно взаимодействуя друг с другом. Общая цель учебного процесса способствует их взаимодействию, которые реализуются по специально разработанному алгоритму – учебному плану.

При практической реализации идей системного подхода в школьном учебном процессе физического воспитания следует предусмотреть рациальное использование всех подсистем и компонентов системы для решения оздоровитеьных задач. С этой целью необходимо использовать не только урочную, внеклассную и внешкольную формы занятий, но и привлечь других учителей, родителей и руководство школы к развертыванию широкой пропогандистксой компании. С этой целью в средных школах №140 и №261 г. Кызылорды были использованы следущие средства: лекции медицинских работников для учащихся и родителей о значении двигательной активности для здороья; групповые и интеллектуальные беседы, пропогандирующие отказ от вредных привычек; стенды в спортивных залах, читальной комнате и в коридорах с набором разнообразной информации о физической культуре и спорте; встречи с известными спортсменами и тренерами; регулярное проведение внутишкольных соревнований и спортивных мероприятиях с регулярным отражением результатов на фотостендах; организация занятий физическими упражнениями родителей и учащихся; регулярное приглашение руководства школ на спортивные мероприятия; и др.

С 1 сентября 2000 года до 1 мая 2015года в школах №140 и 261 г. Кызылорда стали активно внедрять систему перечисленных выше мероприятий для повышения уровня процесса физического воспитания. Для повышения эффективности воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре был разработан и проверен в практической работе «алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании».

В сентябре все школьники прошли медико-биологическое и враченбное обследование, в котором были выявлены заболевания, а также функциональное состояние их организма и физическое развитие.

Анализ врачебного обследования детей школ №140 и №261 г. Кызылорда показал, что в структуре заболеваний первые места занимают болезни органов дыхания, кожные и органов пищеварения.

Низкий уровень был зарегистрирован в показателях физической подготовленности, особенно неудовлетворительными были результаты в контрольных испытаниях на выносливость, а также в упражнениях на силу.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме неудовлетворительного состояния здоровья школьников были проведены родительские собрания, на которых медицинские работники сообщили о результатах врачебного и функционального обследования детей. На собрания приглашали учителей-предметников, руководство школы и учителей физической культуры. На собраниях было сообщено о системе мероприятий, планируемых руководством школы для укрепления здоровья учащихся. Особое внимание было уделено проблеме увеличения объема двигательной активности, повышению качества питания, соблюдению гигиенических норм и распроядка дня.

В содержании уроков физической культуры было предусмотрено увеличение объема упражнений, развивающих выносливость и повышающих аэробные возможности организма. Ряд исследователей придерживаются мнения, что в физическом воспитании учащейся молодежи, особенно на уроках в школе следует больше внимания уделять развитию выносливости, что объясняется благоприятным влиянием повышения аэорбной производительности организма занимающихся при выполнении упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным метаболизмом [10]. Был разработан «Индивидуальный паспорт здороья», в котором были отражены индивидуальные данные об ученике с оценкой его уровня здоровья и рекомендациями по двигательному режиму. В паспорте приведена шкала оценки уровня здоровья и физических способностей человека, таблица с записями результатов функционального обследования ученика, модель недельного цикла тренировки при конкретном режиме советы, расчет очков при выполнении различных физических упражнений, а также примерный объем работы с дозировкой, длительностью адаптации и расчетом заробатанных очков. Кроме того, в паспорте здоровья приведены рекомендации по рациональному питанию.

Итоги педагогического эксперимента проводили через 8 месяцев в мае 2011 года. Изучение антропометрических показателей выявило положительную тенденцию по ряду данных. Особенно благоприятные изменения наблюдались в показателях жизненной емкости легких, что способствовало небольшому увеличению жизненного индекса. Однако изменение среднегрупповых показателей физического развития школьников во всех возрастных группах не достигло 5 % уровня значимости, что свидетельствует о том, что трудно добиться существенного улучшения физического развития и здоровья детей за такой относительно короткий период времении.

Вместе с тем контрольные испытания для определения физических способностей выявили достоверный ряд показателей (табл. 1).

Таблица 1

Изменение результатов контрольных испитаний учеников 11-го класса за период эксперименте (за 8 месяцев)

Конторльные упражнения

Результаты контрольных испытаний

исходные

конечные

Различия, Р

х

s

х

s

юноши (n=28)

1

Бег 100 м, с

14,9

1,2

14,3

1,3

> 0,05

2

Бег 3000м, мин, с

16,02

1,45

14,18

1,40

< 0,05

3

Прыжок в длину с места, см

196

18

205

19

> 0,05

4

Подтягивания на перекладине, раз

6,8

20,0

8,8

1,9

< 0,05

5

Наклон вперед, см

2,4

0,8

3,6

1,0

< 0,05

девушки (n=26)

1

Бег 100 м, с

17,6

1,3

17,1

1,2

> 0,05

2

Бег 3000м, мин, сек

12,54

1,28

11,32

1,24

< 0,05

3

Прыжок в длину с места, см

156

14

170

12

< 0,05

4

Подъем в сед из положения лежа на спине за 1 мин, раз

18,9

1,8

20,6

1,9

< 0,05

5

Наклон вперед, см

8,6

1,2

9,0

1,3

> 0,05

Из табл. 1 видно, что за период эксперимента у учащихся 11-го класса наблюдается повышение уровня физической подготовленности.

Однако у юношей хотя и отмечена тенденция к улучшению скоростно-силовых качеств, но различие в показателях бега на 100 метров в прыжке в длину с места не достигли 5 % уровня значимисти. У девушек прирост достижений в беге на 100 метров и в показателях гибкости не достигает 5 % уровня существенности. В то же время результаты в контрольных упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, упражнениях на выносливость достоверно улучшились как у юношей, так и у девушек (Р< 0,05). У девушек отмечен также существенный прирост в прыжке в длину с места, а у юношей – улучшение результатов в подтягиваниях на перекладине (Р < 0,05).

Материалы исследований дают основание считать, что причиной положительных изменений в физическом состоянии учащихся является системное использование широкого круга средств, главным образом средств физической культуры, которые обеспечили качественное изменение отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями. Двигательная активность учеников во всех возрастных группах (за исключением 16–летних девушек) достоверно увеличилась за период эксперимента на 18–40 % при 90 % доверетильной вероятности (Р< 0,05).

Следует отметить, что увеличение средных показателей двигательной активности учащихся произошло за счет того, что многие из них стали посещать спортивные секции,часть учеников были приняты в ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), увеличилось число посещающих занятия в группах оздоровительной физической культуры. Эти факты свидетельствуют об эффективности системного использования средств физической культуры и пропаганды здорового образа жизни в комплексе с привлечением всех работников школы и родителей. Положительное влияние на формирование ценностных ориентаций оказало использование учителями физкультуры алгоритма формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании школьников. Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса учащихся о влиянии различных факторов на здоровье человека. Если в начале учебного года перед началом эксперимента большинство учеников на первые места ставили рациональное питание, на второе – экологические условия, на третье – личную гигиену, то в конце учебного года их мнение на эту проблему существенно изменилось под влиянием системы мероприятий, проводимых в школе.

За период педагогического эксперимента отмечено существенное улучшение аэробной производительности школьников, что яляется следствием повышения двигательной активности, а также изменением содержания занятий в сторону увеличения объема упражнений, энергообеспечение которых сопровождается аэробным механизмом в так называемом «устойчивом состоянии», когда работающие мышцы снабжаются достаточным количеством кислорода в процессе работы. Именно такой тренировочный режим способствует положительным изменениям в функциональном состоянии организма.

В наших исследованиях увелечение абсолютных величин максисального потребления кислорода за период эксперимента (8 месецев) произошло преимущественно в группах среднего и старшего школьного возраста. Однако тенденция к улушению аэробных возможностей организма наблюдается во всех возрастных группах (табл. 2).

Это объясняется эффективностью внедрения широкого круга средств и методов с привлечением всего коллектива школы, особенно учителей-предметников, а также родителей для формирования положительного отношения к двигательной активности школьников. Большую помощь оказали родители, многие из которых включились в занятия оздоровительными формами физической культуры совместно со школьниками.

Несомненно, что согласованность и единство педагогических усилий учителей, семьи и всего коллектива школы оказало положительное влияние на весь процесс воспитания.

Преимущественное улучшение показателей в старших возрастных группах мы объясняем влиянием системы воспитательных мероприятий для формирования потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании и осознании значимости здоровья длы себя лично и для успеха в дальнейшей учебе и деятельности. Известно, что большинство школьников старшего возраста имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень у них поднимается развитие чувств и волевых процессов. Многие ученики в этом возрасте способны ставить перед собой определенную цель в учебной или общественной работе и определять свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей. Такие ученики провляют целеустремленность и энергию в работе, больше заботятся о своем здоровье, проявляя настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Старшеклассники становятся более требовательными к себе и к результатам своего труда. В большинстве случаев они стремятся выработать у себя те черты и качества поведения, которые способствуют осуществлению намеченных планов. Это подверждает исключительную важность внутренных факторов (цели, мотивов, установок, идеалов) в развитии личностных качеств старшеклассников. Подавляющее большинство учащихся под влиянием системного использования средств и методов педагогического воздействия осознали положительное влияние двигательной активности на здоровье.

Таблица 2

Динамика максимального потребления кислорода у школьников за период педагогического экспериментах (за 8 месяцев)

Возраст, лет

n

Результаты контрольных испытаний

исходные

конечные

Различия, Р

х

s

х

s

юноши (n=28)

10

32

1370

79

1445

88

> 0,05

11

30

1515

86

1635

92

< 0,05

12

34

1586

93

1686

89

> 0,05

13

38

1732

98

1906

96

< 0,05

14

26

1887

97

2130

108

< 0,05

15

31

2005

118

2233

119

< 0,05

16

24

2438

126

2576

130

< 0,05

17

25

2652

130

2805

133

< 0,05

девушки (n=26)

10

36

939

48

1017

56

> 0,05

11

32

1030

54

1127

59

> 0,05

12

30

1176

60

1286

60

> 0,05

13

33

1330

69

1484

82

< 0,05

14

35

1416

74

1652

84

< 0,05

15

30

1596

78

1856

82

< 0,05

16

29

1626

86

1986

96

< 0,05

17

20

1746

88

2056

98

< 0,05

Разработанный нами алгоритм формирования потребности в физическом совершенствовании успешно прошел апробацию и получил одобрение у всех учителей.