Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ACTIVIZATION OF CREATIVE THINKING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Nikolaeva I.I. 1 Nikolaev E.V. 1
1 Technical Institute branch of «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov»
The article discusses ways of enhancing creative thinking of children of primary school age. The authors emphasize that the use of methods of TRIZ technology in the educational process in primary school helps to establish and to maintain the interest of children to perform non-standard tasks, to increase the level of flexibility and fluency of thinking, to cultivate assiduity, desire to learn new things.
creative thinking
creative thinking identity
the educational process in elementary school
TRIZ technology

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания начального общего образования становится развитие творческих способностей младших школьников, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей детей к творческой деятельности.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения школьникам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Данная тема нашла отражение в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается, что целью реализации основной образовательной программы является «создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей…» [1]. В Законе 273–ФЗ «Об образовании в РФ», главе VII, статье 66, четко прописано, что «…образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся» [2].

Вопросами развития творческого мышления занимались Б.Г. Ананьев, А.С. Белкин. Д.Б. Богоявленская, Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томилова, И.Я. Лернер, Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, Г.К. Селевко, О.К. Тихомиров, И.В. Цветкова, Е.Л. Яковлева и др. Особенности развития творческого мышления младших школьников раскрываются в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, таких как, Дж. Гилфорд, С.Я. Рубинштейн, Е.П. Торренс, и др., в которых большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Целью нашей работы является возможности активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе посредством применения методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Нами было выдвинуто предположение о том, что применение методов ТРИЗ технологии в образовательном процессе начальной школы может стать эффективным условием для активизации творческого мышления младших школьников.

Для выявления исходного уровня развития творческого мышления младших школьников нами была составлена программа диагностики, включающая в себя следующие методики: «Исключи слова», тест-задание «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, тест-задание «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, которые выявляют следующие показатели творческого мышления: оригинальность, гибкость и беглость мышления, умения выделять, строить обобщения, понимание логических связей и отношений между понятиями. Нами было продиагностировано две группы учащихся 2 классов г. Нерюнгри РС (Я) по тридцать человек. Анализ результатов констатирующего эксперимента по данным методикам показал низкий уровень теоретического мышления у 26,1 % и 18,2 % обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Результаты первичной диагностики в ходе констатирующего эксперимента позволили выявить наличие проблемы в развитии творческого мышления младших школьников и составить программу по активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе с использованием методов ТРИЗ – технологии. Данная программа ориентирована на один учебный год (с октября по апрель) для младших школьников по 1 ч. в неделю.

Психолого-педагогическая программа по активизации творческого мышления школьников с использованием ТРИЗ технологии в практику образовательной деятельности начальной школы включала в себя тренинги, упражнения, направленные на создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся, на приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности и на формирование самоорганизующейся, творческой личности. Используемые на занятиях методы мозгового штурма, каталога, фокальных объектов, морфологического анализа и приемы творческих и развивающих игр, групповой дискуссии на поиск решений проблемы, творческих упражнений и заданий способствовали развитию фантазии, зарождению новых идей, приобретению навыков решения творческих задач, расширению кругозора младших школьников. Эти методы и приемы интегрировали с методами психологического воздействия, которые применялись с целью снятия у детей психического напряжения, концентрации своего внимания на конкретной задаче, создания в группе атмосферы доброжелательности, развития способности к игровому поведению как основе социального взаимодействия.

Заключительным этапом опытно-экспериментальной работы по активизации творческого мышления младших школьников явилась итоговая диагностика.

Приведем полученные результаты итогового эксперимента:

1. Методика «Исключи слова»

Данные итогового исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем мышления обладают 4,4 % обучающихся (1 человек), что на 34,8 % меньше, чем при первичной диагностике. В контрольном классе низкий уровень мышления показали 9,1 % школьников (2 человека), в констатирующем этапе – 13,6 % (3 человека). Средний уровень мышления преобладает у 8,7 % учащихся (2 человека) экспериментальной группы, при первичной диагностике данным уровнем обладало 30,4 % (7 человек). В контрольном классе средний уровень был выявлен у 36,4 % школьников (7 человек), а на констатирующем этапе исследования у 40,9 % учащихся (9 человек). 86,9 % (20 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 56,5 % больше чем при первичной диагностике. В контрольном же классе показатель уровня мышления увеличился на 9 % и составляет 54,5 % (12 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп= 158. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Сравнительный анализ итоговой диагностики по методики «Исключи слова» выборок констатирующей и итоговой группы позволяет говорить о том, что уровень творческого мышления в контрольной группе изменился незначительно, в экспериментальной же группе произошли значительные изменения у младших школьников в аналитико-синтетической деятельности.

Таким образом, проведенные систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дали положительный результат. У младших школьников, обладающих низким уровнем мышления, за время исследования уровень творческого мышления повысился.

2. Тест-задание «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)

Данные итогового исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем гибкости мышления обладают 4,4 % обучающихся (1 человек), что на 17,4 % меньше, чем при первичной диагностике. В контрольном классе низкий уровень гибкости мышления показали 9,1 % школьников (2 человека), при первичной диагностике – 18,2 % школьников (4 человека). Средний уровень мышления преобладает у 26,1 % (6 человек) экспериментального класса, в констатирующем этапе данный уровень был выявлен 26,1 % (6 человек). В контрольном классе средний уровень был выявлен у 31,8 % школьников (7 человек), при первичной диагностике у 23,7 % учащихся (6 человек). 69,5 % школьников (16 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 13,1 % больше чем на констатирующем этапе исследования. В контрольном же классе показатель уровня мышления увеличился на 4,6 % и составляет 59,1 % (13 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 155. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Таким образом, проведенные систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дали положительный результат, у младших школьников, обладающих низким уровнем гибкости мышления, за время исследования уровень повысился.

3. Тест-задание «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)

Данные итогового исследования показали, что низким уровнем логических связей владеют 4,4 % школьников (1 человек) экспериментального класса, что на 21,7 % меньше, чем на констатирующем этапе диагностики. В контрольном классе низкой гибкостью мышления обладают 13,6 % учеников (3 человека), при первичной диагностике 18,2 % школьников (4 человека). Средний уровень мышления преобладает у 39,1 % учащихся (9 человек) экспериментального класса, при первичной диагностики данным уровнем обладало 34,8 % (7 человек). В контрольном классе средний уровень показали 40,9 % учащихся (9 человек), а на констатирующем этапе – 36,4 % школьников (8 человек). 56,5 % (13 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 17,4 % больше чем при первичной диагностике. В контрольной же группе показатель уровня мышления увеличился на 4,6 % и составляет 45,5 % (10 человек).

Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 160. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по методикам: «Исключи слова», «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, позволяет выявить положительные изменения по таким параметрам как: повышение уровня гибкости мышления, повышение творческой активности, развитие логических связей. Все это приводит к активизации и развитию творческого мышления младших школьников.

Результаты работы по программе позволяют утверждать, что предложенная программа может являться одним из путей решения проблемы и задачи развития творческого мышления, формирования логических действий, так как систематическое и целенаправленное использование методов и приемов ТРИЗ дало положительный результат. Система игр и упражнений позволила улучшить процесс формирования творческого мышления у школьников. В процессе деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль, проводимые мероприятия положительно влияют на развитие ребенка в целом.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проведенная нами работа положительно повлияла на активизацию творческого мышления младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления младших школьников, оказались эффективными и состоят в следующем:

1) включение в процесс обучения методов технологии ТРИЗ таких как, например, проблемно-поисковый для развития гибкости и беглости творческого мышления, что сближает эту технологию с развивающим обучением;

2) подключение приемов (прием фокальных объектов) технологии ТРИЗ для вырабатывания беглости, оригинальности, гибкости творческого мышления;

3) воспитание творческой личности способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои «маленькие» проблемы.

Следует сделать вывод, что использование методов ТРИЗ в работе с детьми позволяет поддерживать интерес и сосредоточенность к выполнению заданий, формировать умение анализировать изучаемые объекты, проблемы, воспитывать усидчивость, желание узнавать новое.

Проведенное исследование показало значимость внедрения системы занятий с использованием методов ТРИЗ технологии в практику деятельности педагогов-психологов и учителей начальных классов при работе с младшими школьниками, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Данная технология позволяет эффективно решать проблему формирования мышления в целом. Эта технология обладает большим арсеналом приемов и методов формирования творческого мышления и воображения.

Таким образом, применение ТРИЗ технологии в образовательном процессе начальной школы для активизации творческого мышления школьников делает педагогический процесс эффективным, формирует у учащихся умение анализировать и устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить возможные варианты решения проблем, развивает самостоятельность учащихся, углубляет их предметные знания, что в свою очередь повышает качество образования.