На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания начального общего образования становится развитие творческих способностей младших школьников, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей детей к творческой деятельности.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения школьникам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Данная тема нашла отражение в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается, что целью реализации основной образовательной программы является «создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей…» [1]. В Законе 273–ФЗ «Об образовании в РФ», главе VII, статье 66, четко прописано, что «…образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся» [2].
Вопросами развития творческого мышления занимались Б.Г. Ананьев, А.С. Белкин. Д.Б. Богоявленская, Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томилова, И.Я. Лернер, Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, Г.К. Селевко, О.К. Тихомиров, И.В. Цветкова, Е.Л. Яковлева и др. Особенности развития творческого мышления младших школьников раскрываются в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, таких как, Дж. Гилфорд, С.Я. Рубинштейн, Е.П. Торренс, и др., в которых большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Целью нашей работы является возможности активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе посредством применения методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Нами было выдвинуто предположение о том, что применение методов ТРИЗ технологии в образовательном процессе начальной школы может стать эффективным условием для активизации творческого мышления младших школьников.
Для выявления исходного уровня развития творческого мышления младших школьников нами была составлена программа диагностики, включающая в себя следующие методики: «Исключи слова», тест-задание «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, тест-задание «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, которые выявляют следующие показатели творческого мышления: оригинальность, гибкость и беглость мышления, умения выделять, строить обобщения, понимание логических связей и отношений между понятиями. Нами было продиагностировано две группы учащихся 2 классов г. Нерюнгри РС (Я) по тридцать человек. Анализ результатов констатирующего эксперимента по данным методикам показал низкий уровень теоретического мышления у 26,1 % и 18,2 % обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Результаты первичной диагностики в ходе констатирующего эксперимента позволили выявить наличие проблемы в развитии творческого мышления младших школьников и составить программу по активизации творческого мышления младших школьников в образовательном процессе с использованием методов ТРИЗ – технологии. Данная программа ориентирована на один учебный год (с октября по апрель) для младших школьников по 1 ч. в неделю.
Психолого-педагогическая программа по активизации творческого мышления школьников с использованием ТРИЗ технологии в практику образовательной деятельности начальной школы включала в себя тренинги, упражнения, направленные на создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся, на приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности и на формирование самоорганизующейся, творческой личности. Используемые на занятиях методы мозгового штурма, каталога, фокальных объектов, морфологического анализа и приемы творческих и развивающих игр, групповой дискуссии на поиск решений проблемы, творческих упражнений и заданий способствовали развитию фантазии, зарождению новых идей, приобретению навыков решения творческих задач, расширению кругозора младших школьников. Эти методы и приемы интегрировали с методами психологического воздействия, которые применялись с целью снятия у детей психического напряжения, концентрации своего внимания на конкретной задаче, создания в группе атмосферы доброжелательности, развития способности к игровому поведению как основе социального взаимодействия.
Заключительным этапом опытно-экспериментальной работы по активизации творческого мышления младших школьников явилась итоговая диагностика.
Приведем полученные результаты итогового эксперимента:
1. Методика «Исключи слова»
Данные итогового исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем мышления обладают 4,4 % обучающихся (1 человек), что на 34,8 % меньше, чем при первичной диагностике. В контрольном классе низкий уровень мышления показали 9,1 % школьников (2 человека), в констатирующем этапе – 13,6 % (3 человека). Средний уровень мышления преобладает у 8,7 % учащихся (2 человека) экспериментальной группы, при первичной диагностике данным уровнем обладало 30,4 % (7 человек). В контрольном классе средний уровень был выявлен у 36,4 % школьников (7 человек), а на констатирующем этапе исследования у 40,9 % учащихся (9 человек). 86,9 % (20 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 56,5 % больше чем при первичной диагностике. В контрольном же классе показатель уровня мышления увеличился на 9 % и составляет 54,5 % (12 человек).
Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп= 158. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Сравнительный анализ итоговой диагностики по методики «Исключи слова» выборок констатирующей и итоговой группы позволяет говорить о том, что уровень творческого мышления в контрольной группе изменился незначительно, в экспериментальной же группе произошли значительные изменения у младших школьников в аналитико-синтетической деятельности.
Таким образом, проведенные систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дали положительный результат. У младших школьников, обладающих низким уровнем мышления, за время исследования уровень творческого мышления повысился.
2. Тест-задание «Создай слова из одного слова» (О.Е. Озеровой)
Данные итогового исследования в экспериментальном классе показали, что низким уровнем гибкости мышления обладают 4,4 % обучающихся (1 человек), что на 17,4 % меньше, чем при первичной диагностике. В контрольном классе низкий уровень гибкости мышления показали 9,1 % школьников (2 человека), при первичной диагностике – 18,2 % школьников (4 человека). Средний уровень мышления преобладает у 26,1 % (6 человек) экспериментального класса, в констатирующем этапе данный уровень был выявлен 26,1 % (6 человек). В контрольном классе средний уровень был выявлен у 31,8 % школьников (7 человек), при первичной диагностике у 23,7 % учащихся (6 человек). 69,5 % школьников (16 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 13,1 % больше чем на констатирующем этапе исследования. В контрольном же классе показатель уровня мышления увеличился на 4,6 % и составляет 59,1 % (13 человек).
Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 155. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Таким образом, проведенные систематические упражнения по развитию творческого мышления в экспериментальном классе дали положительный результат, у младших школьников, обладающих низким уровнем гибкости мышления, за время исследования уровень повысился.
3. Тест-задание «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн)
Данные итогового исследования показали, что низким уровнем логических связей владеют 4,4 % школьников (1 человек) экспериментального класса, что на 21,7 % меньше, чем на констатирующем этапе диагностики. В контрольном классе низкой гибкостью мышления обладают 13,6 % учеников (3 человека), при первичной диагностике 18,2 % школьников (4 человека). Средний уровень мышления преобладает у 39,1 % учащихся (9 человек) экспериментального класса, при первичной диагностики данным уровнем обладало 34,8 % (7 человек). В контрольном классе средний уровень показали 40,9 % учащихся (9 человек), а на констатирующем этапе – 36,4 % школьников (8 человек). 56,5 % (13 человек) экспериментального класса обладают очень высоким уровнем мышления, что на 17,4 % больше чем при первичной диагностике. В контрольной же группе показатель уровня мышления увеличился на 4,6 % и составляет 45,5 % (10 человек).
Достоверность различий в экспериментальном и контрольном классах выявлялась с помощью критерия Манна-Уитни. Ответ: Uэмп = 160. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по методикам: «Исключи слова», «Создай слова из одного слова» О.Е. Озеровой, «Простые аналогии» С.Я. Рубинштейна, позволяет выявить положительные изменения по таким параметрам как: повышение уровня гибкости мышления, повышение творческой активности, развитие логических связей. Все это приводит к активизации и развитию творческого мышления младших школьников.
Результаты работы по программе позволяют утверждать, что предложенная программа может являться одним из путей решения проблемы и задачи развития творческого мышления, формирования логических действий, так как систематическое и целенаправленное использование методов и приемов ТРИЗ дало положительный результат. Система игр и упражнений позволила улучшить процесс формирования творческого мышления у школьников. В процессе деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль, проводимые мероприятия положительно влияют на развитие ребенка в целом.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проведенная нами работа положительно повлияла на активизацию творческого мышления младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа доказала, что психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления младших школьников, оказались эффективными и состоят в следующем:
1) включение в процесс обучения методов технологии ТРИЗ таких как, например, проблемно-поисковый для развития гибкости и беглости творческого мышления, что сближает эту технологию с развивающим обучением;
2) подключение приемов (прием фокальных объектов) технологии ТРИЗ для вырабатывания беглости, оригинальности, гибкости творческого мышления;
3) воспитание творческой личности способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои «маленькие» проблемы.
Следует сделать вывод, что использование методов ТРИЗ в работе с детьми позволяет поддерживать интерес и сосредоточенность к выполнению заданий, формировать умение анализировать изучаемые объекты, проблемы, воспитывать усидчивость, желание узнавать новое.
Проведенное исследование показало значимость внедрения системы занятий с использованием методов ТРИЗ технологии в практику деятельности педагогов-психологов и учителей начальных классов при работе с младшими школьниками, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Данная технология позволяет эффективно решать проблему формирования мышления в целом. Эта технология обладает большим арсеналом приемов и методов формирования творческого мышления и воображения.
Таким образом, применение ТРИЗ технологии в образовательном процессе начальной школы для активизации творческого мышления школьников делает педагогический процесс эффективным, формирует у учащихся умение анализировать и устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить возможные варианты решения проблем, развивает самостоятельность учащихся, углубляет их предметные знания, что в свою очередь повышает качество образования.