Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF THE HUMAN POTENTIAL’S FOPMATION

Fetaliyeva N.Y. 1
1 Buketov Karaganda State University
In this article questions of correlations between the traditional educational modules in educational system and modern forms of the educational services within the context of the modernizing world are considered. Forming of the human fund depends directly on educational sphere, which is able to make versatile influence on person. Success of actualizing of social and economic modernization of the modern state depends on active participation of the citizen`s majority. Actual social problem is the problem of organization of diverse kinds of social activity on the basis of harmonious combination of the priorities between individual and public interests. The main aim of the modern education is to form the person who is capable to seek decisions for the social problems individually. Principle of the reflective critical thinking is the main criteria of the high level of the personal development.
education
capital
social institution
upbringing
personality
knowledge

Тот факт, что формирование человеческого капитала напрямую зависит от качества получаемого образования, давно уже является аксиомой, как для традиционной теории человеческого капитала, так и для любых ее современных интерпретаций. Более того, именно образование в качестве основы формирования и развития человеческого капитала признается сегодня решающим фактором экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики. В научный оборот стремительно вошли такие понятия как «экономика знаний», «инновационная экономика», «информационное общество», в которых отражается изменение характера социального заказа на образовательную деятельность. Можно утверждать, что система образования в современных высокоразвитых в социально-экономическом отношении странах – это структурно разветвленный и дифференцированно многоуровневый социальный институт, выполняющий важнейшую роль в социализации человека, в его подготовке к получению того или иного социального статус, в овладении соответствующей профессиональной функцией в общественном производстве, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных подсистем. Все это говорит о том, что роль образования в цивилизационном развитии постоянно возрастает, поскольку усложнение всех форм социальной жизни, внедрение высоких технологий в общественное производство и повседневную жизнь требуют от каждого члена общества сознательного и ответственного отношения к результатам своей деятельности, основанной на применении стремительно обновляющихся разнообразных знаний.

Признание приоритетности образовательно-воспитательной сферы в формировании человеческого капитала связано именно с ее способностью оказывать разностороннее влияние как на индивидуальную жизнедеятельность человека, так и на все сферы общественной жизни. А.А. Хамидов пишет: «Ведь она формирует всех членов общества, независимо от их статуса и положения в социумной стратификации. Сквозь нее проходит каждый… индивидуум, прежде чем занять то или иное место в материальном производстве, в науке, политике и т.д., включая и самое систему образования. Система образования-воспитания должна пробуждать у обучающихся-воспитуемых желание и волю к выработке правильного мировоззрения и универсально-человеческих ценностей. Только так образованный и воспитанный человек является личностью, которую метафорически-метафизически можно назвать человеческим капиталом человечества» [1, 262]. Совершенно верно отмечает карагандинский ученый Карипбаев Б.И., что «главной задачей образования является не его соответствие времени, а предвосхищение нового времени, образование, соответствующее времени – это запаздывающее образование» [2, 109].

Важным условием дальнейшего цивилизационного развития становится умение самого человека выбирать наиболее разумный способ достижения своего индивидуального и социального благополучия, противодействуя всевозможным деструктивным вызовам современности и предотвращая их появление в дальнейшем. В современных обстоятельствах, обусловленных стремительностью изменений социальной реальности, человечество постоянно сталкиваемся с вызовами, которые требуют от каждого человека более высокого уровня интеллектуальной подготовки, чем прежде. Это приводит к неуклонному росту потребности в профессионализации деятельности, связанной с обучением на протяжении всей своей жизни. В предыдущую, более предсказуемую, индустриальную эпоху люди могли достаточно долго полагаться на сложившуюся совокупность знаний, поддерживаемых соответствующей системой образования. В настоящее время все большая ответственность связана с постоянно обновляющимся качеством знаний непосредственных исполнителей. Они все чаще участвуют в принятии решений, имеющих значение для всего общества, и ведут самостоятельный поиск решений социальных задач.

Анализ непосредственного участия людей в системе современного общественного производства показывает, что многие работники становятся частично занятыми и вынуждены постоянно следить за изменениями на рынке труда. Человеку все чаще приходится менять свою профессию, расширять сферы приложения своих трудовых навыков, а значит, и получать новые знания. В современных условиях существенно изменяются установки, ценностные ориентации работников. Работники больше полагаются на собственную инициативу и самооценку, чем на инициативу и оценку других. Они берут на себя ответственность за то, что они делают скорее, чем будут указывать внешние обстоятельства. Они стремятся достичь мастерства в своем деле скорее, чем демонстрируют ученическое или подражательное отношение к тому, что делают.

В отличие от прошлого, когда интеллектуальные способности и изобретательность были необходимы для узкого круга высокообразованных специалистов, сегодня эти качества требуются все большему числу работников на многих рабочих местах. Даже самая простая работа нередко требует достаточно сложных и неординарных мыслительных операций. Кроме того, сегодня люди все чаще работают в самоуправляемых рабочих коллективах. При этом для работника крайне важно видеть то воздействие, которое принимаемые им решения оказывают на ход проводимой работы, на ее конечный результат. Поэтому призыв «думать и учиться» становится насущной потребностью нашего времени, важнейшим фактором развития профессионального отношения в любом виде деятельности.

«В этих условиях, – констатирует М.З. Изотов, – система образования все больше превращается в крупнейшую отрасль общества, которая, с одной стороны, формирует и развивает главную производительную силу – самого человека, а с другой, является показателем степени культурности всего общества» [3; 11]. Однако, при этом, «преобразование системы образования применительно к новым реалиям жизни стало поистине глобальной проблемой» [3; 11], главной трудностью в решении которой, по мнению О.С. Анисимова, является распространенная в современном социуме ситуация, когда «можно исковеркать любую сферу, любую систему, планируя ее движение не под сущностные представления, а под то, что удобно практику, не знающему сущности и зависимому от множества совмещенных факторов» [4].

Неудивительно, что многочисленные попытки реформирования системы образования не приводят к ожидаемому результату, поскольку все они исходят не из сущностного (онтологического) понимания требуемых изменений, а из утилитарных требований наличного общественного производства в эффективных исполнителях. Между тем как образование есть не что иное как «сфера деятельности, обеспечивающая реализацию всех запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности, социально-культурному бытию и т.п. при фиксированности требований к этому бытию и несоответствии реальных способностей этим требованиям» [5; 219]. Поэтому объективным условием перехода к конструированию образовательной системы, в соответствии с ее ведущей ролью в формировании человеческого капитала, «является фиксация требований к бытию человека, не конкретному, а возможному, исходящих из социального, культурного, социокультурного и деятельностного пространства» [6].

Соответственно, современная социальная политика любого государства, стремящегося к стабильному поступательному цивилизационному развитию, не может обойтись без нового концептуального видения стратегии формирования человеческого капитала в обновленной сущностным образом системе образования. Вектор данной стратегии направлен к переходу от подготовки человека с заданным набором способностей к деятельности, к формированию человека, обладающего универсальной способностью к деятельности. Что действительно обеспечит максимальную степень инициативы, самостоятельности, творческой активности и готовности каждого члена общества к наиболее эффективным видам деятельности в новых социальных реалиях [7].

Для создания условий, помогающих развиваться данному умению, на всех уровнях социальной практики необходимо реализовывать принцип, признающий за каждым членом общества способность к самостоятельному овладению универсальным деятельностным способом взаимосвязи с окружающим миром, что позволит каждому человеку стать активным участником социальных преобразований, предполагающих его собственную самореализацию.

Стремительное вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство показало, что ожидаемое изменение системы отечественного образования в соответствии с требованиями реалий современной цивилизации не может быть полноценным без принципиального признания приоритета гуманизации образования над остальными проектами модернизации этой важной социальной сферы. Поэтому в числе основных принципов государственной политики в области образования, закрепленных в законе Республики Казахстан «Об образовании РК», указаны: доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица, светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека, стимулирование образованности личности и развитие одаренности [8, 10].

При этом государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи: определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования, создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора, повышение материально-технической и методической базы всех видов образования, разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям, международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах и др., создание (на основе международного опыта) новых или перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные институты (университеты) для подготовки кадров в области высокотехнологичных производств [9].

Данные приоритеты в развитии казахстанской системы образования, указывают на то, что современным государством все больше осознается тот факт, что без активного деятельностного участия именно подавляющей массы населения страны в реализации задуманной социально-экономической модернизации вряд ли можно рассчитывать на успех. Поэтому теоретико-методологическое осмысление данной проблемы и осознание ее роли в логике цивилизационного развития, это не только теоретическая, но и задача, имеющая важное практическое значение. Ведь общество всякий раз неизменно сталкивалось, да и продолжает сталкиваться с необходимостью практического разрешения одной из актуальнейших социальных проблем – проблемы организации всего многообразия видов социальной деятельности на основе гармоничного сочетания приоритетов между индивидуальными и общественными интересами. Как вполне справедливо отмечал В.И. Ротницкий, «…вопрос о приоритетности индивидуального либо общественного – это основной, вечный вопрос истории на всем ее протяжении, это – проблема, конкретный вариант решения которой и становится матрицей любого акта в жизнедеятельности каждого индивида, то есть и не зависимо от того, осознает это последний или оно остается не рефлексируемым основание его экзистенциальной активности» [10, 205].

В самом широком смысле социальная эффективность образования и есть не что иное, как социализация сознания, активно озабоченного тем, чтобы сделать человеческий опыт более пригодным к передаче и разрушить барьеры социальной стратификации, делающие людей невосприимчивыми к интересам друг друга. Как писал Д. Дьюи: «Когда социальную эффективность сводят к прямому и явному исполнению служебных обязанностей, то упускают ее главную составляющую (и единственную гарантию) – разумное сочувствие, добрую волю. Сочувствие как желательное социальное качество – нечто большее, нежели просто сопереживание, это развитая чувствительность ко всему, что объединяет людей, и неприятие того, что их без нужды разделяет. Так называя бескорыстная забота о других людях порой скрывает неосознанное стремление диктовать им, в чем состоит их благо, вместо того чтобы освободить их для поиска собственного пути. Социальная эффективность и даже общественное служение остаются пустыми и холодными словами, если у человека, употребляющего их, нет ясного понимания того, что в жизни для разных людей благом могут оказываться самые разные вещи и что поощрять каждого человека к разумному собственному выбору полезно для общества» [11, 116].

Другими словами, одной из главных задач образования является формирование такой индивидуальной и общечеловеческой культуры, которая позволяет человеку выходить за рамки упрощенного восприятия и понимания мира, поскольку культура связана с определенной зрелостью в отношении восприятия идей, духовных символов и многообразия человеческих интересов. В результате образованный человек приобретает своеобразный духовный иммунитет по отношению к навязываемым ему агрессивно-односторонним способам его конкретной деятельности в той или иной ситуации, выходит на более высокий уровень личностного развития, где принцип рефлексивного критического мышления становится органичной жизненной установкой.