Тот факт, что формирование человеческого капитала напрямую зависит от качества получаемого образования, давно уже является аксиомой, как для традиционной теории человеческого капитала, так и для любых ее современных интерпретаций. Более того, именно образование в качестве основы формирования и развития человеческого капитала признается сегодня решающим фактором экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики. В научный оборот стремительно вошли такие понятия как «экономика знаний», «инновационная экономика», «информационное общество», в которых отражается изменение характера социального заказа на образовательную деятельность. Можно утверждать, что система образования в современных высокоразвитых в социально-экономическом отношении странах – это структурно разветвленный и дифференцированно многоуровневый социальный институт, выполняющий важнейшую роль в социализации человека, в его подготовке к получению того или иного социального статус, в овладении соответствующей профессиональной функцией в общественном производстве, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных подсистем. Все это говорит о том, что роль образования в цивилизационном развитии постоянно возрастает, поскольку усложнение всех форм социальной жизни, внедрение высоких технологий в общественное производство и повседневную жизнь требуют от каждого члена общества сознательного и ответственного отношения к результатам своей деятельности, основанной на применении стремительно обновляющихся разнообразных знаний.
Признание приоритетности образовательно-воспитательной сферы в формировании человеческого капитала связано именно с ее способностью оказывать разностороннее влияние как на индивидуальную жизнедеятельность человека, так и на все сферы общественной жизни. А.А. Хамидов пишет: «Ведь она формирует всех членов общества, независимо от их статуса и положения в социумной стратификации. Сквозь нее проходит каждый… индивидуум, прежде чем занять то или иное место в материальном производстве, в науке, политике и т.д., включая и самое систему образования. Система образования-воспитания должна пробуждать у обучающихся-воспитуемых желание и волю к выработке правильного мировоззрения и универсально-человеческих ценностей. Только так образованный и воспитанный человек является личностью, которую метафорически-метафизически можно назвать человеческим капиталом человечества» [1, 262]. Совершенно верно отмечает карагандинский ученый Карипбаев Б.И., что «главной задачей образования является не его соответствие времени, а предвосхищение нового времени, образование, соответствующее времени – это запаздывающее образование» [2, 109].
Важным условием дальнейшего цивилизационного развития становится умение самого человека выбирать наиболее разумный способ достижения своего индивидуального и социального благополучия, противодействуя всевозможным деструктивным вызовам современности и предотвращая их появление в дальнейшем. В современных обстоятельствах, обусловленных стремительностью изменений социальной реальности, человечество постоянно сталкиваемся с вызовами, которые требуют от каждого человека более высокого уровня интеллектуальной подготовки, чем прежде. Это приводит к неуклонному росту потребности в профессионализации деятельности, связанной с обучением на протяжении всей своей жизни. В предыдущую, более предсказуемую, индустриальную эпоху люди могли достаточно долго полагаться на сложившуюся совокупность знаний, поддерживаемых соответствующей системой образования. В настоящее время все большая ответственность связана с постоянно обновляющимся качеством знаний непосредственных исполнителей. Они все чаще участвуют в принятии решений, имеющих значение для всего общества, и ведут самостоятельный поиск решений социальных задач.
Анализ непосредственного участия людей в системе современного общественного производства показывает, что многие работники становятся частично занятыми и вынуждены постоянно следить за изменениями на рынке труда. Человеку все чаще приходится менять свою профессию, расширять сферы приложения своих трудовых навыков, а значит, и получать новые знания. В современных условиях существенно изменяются установки, ценностные ориентации работников. Работники больше полагаются на собственную инициативу и самооценку, чем на инициативу и оценку других. Они берут на себя ответственность за то, что они делают скорее, чем будут указывать внешние обстоятельства. Они стремятся достичь мастерства в своем деле скорее, чем демонстрируют ученическое или подражательное отношение к тому, что делают.
В отличие от прошлого, когда интеллектуальные способности и изобретательность были необходимы для узкого круга высокообразованных специалистов, сегодня эти качества требуются все большему числу работников на многих рабочих местах. Даже самая простая работа нередко требует достаточно сложных и неординарных мыслительных операций. Кроме того, сегодня люди все чаще работают в самоуправляемых рабочих коллективах. При этом для работника крайне важно видеть то воздействие, которое принимаемые им решения оказывают на ход проводимой работы, на ее конечный результат. Поэтому призыв «думать и учиться» становится насущной потребностью нашего времени, важнейшим фактором развития профессионального отношения в любом виде деятельности.
«В этих условиях, – констатирует М.З. Изотов, – система образования все больше превращается в крупнейшую отрасль общества, которая, с одной стороны, формирует и развивает главную производительную силу – самого человека, а с другой, является показателем степени культурности всего общества» [3; 11]. Однако, при этом, «преобразование системы образования применительно к новым реалиям жизни стало поистине глобальной проблемой» [3; 11], главной трудностью в решении которой, по мнению О.С. Анисимова, является распространенная в современном социуме ситуация, когда «можно исковеркать любую сферу, любую систему, планируя ее движение не под сущностные представления, а под то, что удобно практику, не знающему сущности и зависимому от множества совмещенных факторов» [4].
Неудивительно, что многочисленные попытки реформирования системы образования не приводят к ожидаемому результату, поскольку все они исходят не из сущностного (онтологического) понимания требуемых изменений, а из утилитарных требований наличного общественного производства в эффективных исполнителях. Между тем как образование есть не что иное как «сфера деятельности, обеспечивающая реализацию всех запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности, социально-культурному бытию и т.п. при фиксированности требований к этому бытию и несоответствии реальных способностей этим требованиям» [5; 219]. Поэтому объективным условием перехода к конструированию образовательной системы, в соответствии с ее ведущей ролью в формировании человеческого капитала, «является фиксация требований к бытию человека, не конкретному, а возможному, исходящих из социального, культурного, социокультурного и деятельностного пространства» [6].
Соответственно, современная социальная политика любого государства, стремящегося к стабильному поступательному цивилизационному развитию, не может обойтись без нового концептуального видения стратегии формирования человеческого капитала в обновленной сущностным образом системе образования. Вектор данной стратегии направлен к переходу от подготовки человека с заданным набором способностей к деятельности, к формированию человека, обладающего универсальной способностью к деятельности. Что действительно обеспечит максимальную степень инициативы, самостоятельности, творческой активности и готовности каждого члена общества к наиболее эффективным видам деятельности в новых социальных реалиях [7].
Для создания условий, помогающих развиваться данному умению, на всех уровнях социальной практики необходимо реализовывать принцип, признающий за каждым членом общества способность к самостоятельному овладению универсальным деятельностным способом взаимосвязи с окружающим миром, что позволит каждому человеку стать активным участником социальных преобразований, предполагающих его собственную самореализацию.
Стремительное вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство показало, что ожидаемое изменение системы отечественного образования в соответствии с требованиями реалий современной цивилизации не может быть полноценным без принципиального признания приоритета гуманизации образования над остальными проектами модернизации этой важной социальной сферы. Поэтому в числе основных принципов государственной политики в области образования, закрепленных в законе Республики Казахстан «Об образовании РК», указаны: доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица, светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение прав и свобод человека, стимулирование образованности личности и развитие одаренности [8, 10].
При этом государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи: определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования, создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора, повышение материально-технической и методической базы всех видов образования, разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям, международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах и др., создание (на основе международного опыта) новых или перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные институты (университеты) для подготовки кадров в области высокотехнологичных производств [9].
Данные приоритеты в развитии казахстанской системы образования, указывают на то, что современным государством все больше осознается тот факт, что без активного деятельностного участия именно подавляющей массы населения страны в реализации задуманной социально-экономической модернизации вряд ли можно рассчитывать на успех. Поэтому теоретико-методологическое осмысление данной проблемы и осознание ее роли в логике цивилизационного развития, это не только теоретическая, но и задача, имеющая важное практическое значение. Ведь общество всякий раз неизменно сталкивалось, да и продолжает сталкиваться с необходимостью практического разрешения одной из актуальнейших социальных проблем – проблемы организации всего многообразия видов социальной деятельности на основе гармоничного сочетания приоритетов между индивидуальными и общественными интересами. Как вполне справедливо отмечал В.И. Ротницкий, «…вопрос о приоритетности индивидуального либо общественного – это основной, вечный вопрос истории на всем ее протяжении, это – проблема, конкретный вариант решения которой и становится матрицей любого акта в жизнедеятельности каждого индивида, то есть и не зависимо от того, осознает это последний или оно остается не рефлексируемым основание его экзистенциальной активности» [10, 205].
В самом широком смысле социальная эффективность образования и есть не что иное, как социализация сознания, активно озабоченного тем, чтобы сделать человеческий опыт более пригодным к передаче и разрушить барьеры социальной стратификации, делающие людей невосприимчивыми к интересам друг друга. Как писал Д. Дьюи: «Когда социальную эффективность сводят к прямому и явному исполнению служебных обязанностей, то упускают ее главную составляющую (и единственную гарантию) – разумное сочувствие, добрую волю. Сочувствие как желательное социальное качество – нечто большее, нежели просто сопереживание, это развитая чувствительность ко всему, что объединяет людей, и неприятие того, что их без нужды разделяет. Так называя бескорыстная забота о других людях порой скрывает неосознанное стремление диктовать им, в чем состоит их благо, вместо того чтобы освободить их для поиска собственного пути. Социальная эффективность и даже общественное служение остаются пустыми и холодными словами, если у человека, употребляющего их, нет ясного понимания того, что в жизни для разных людей благом могут оказываться самые разные вещи и что поощрять каждого человека к разумному собственному выбору полезно для общества» [11, 116].
Другими словами, одной из главных задач образования является формирование такой индивидуальной и общечеловеческой культуры, которая позволяет человеку выходить за рамки упрощенного восприятия и понимания мира, поскольку культура связана с определенной зрелостью в отношении восприятия идей, духовных символов и многообразия человеческих интересов. В результате образованный человек приобретает своеобразный духовный иммунитет по отношению к навязываемым ему агрессивно-односторонним способам его конкретной деятельности в той или иной ситуации, выходит на более высокий уровень личностного развития, где принцип рефлексивного критического мышления становится органичной жизненной установкой.