Для успешной работы кафедры химии в современном педагогическом вузе необходимо ускоренное развитие образовательной и научной деятельности в области реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования по непедагогическим направлениям;
В научно-исследовательской деятельности кафедры химии важны следующие направления развития:
– проведение комплексных исследований в области химических наук;
– интеграция результатов научных исследований в образовательную деятельность;
– научно-методическое обеспечение, совершенствования структуры, содержания и технологий научной и образовательной деятельности на всех уровнях;
– подготовка научных и научно-педагогических кадров в рамках основных научных специальностей в аспирантуре и докторантуре, в том числе подготовка и защита докторских диссертаций сотрудниками кафедры;
– функционирование диссертационного совета по химическим наукам;
– участие, подготовка и проведение научных мероприятий (конференции, научные семинары, семинары-совещания, научные чтения, студенческие научные кружки, проблемные лаборатории,, форумы и т.п.) различных уровней, как среды общения, обмена и изучения состояния и проблем науки;
– внедрение в практику научных достижений кафедры.
В связи с необходимостью реализации этих направлений развития в вузе первостепенной задачей кафедры химии и МПХ Чеченского государственного педагогического университета являлось подготовка специалистов высшей квалификации. Было принято решение о направлении в аспирантуру ДГПУ преподавателей кафедры химии и МПХ ЧГПИ. – Исраилова М.-А.М., Алихаджиеву Б.С.и Хубаеву М.В.В качестве научного руководителя был выбран профессор А.М.Гасаналиев, о его педагогической, научной и общественной деятельности хотелось бы дать более подробную информацию.
Гасаналиев Абдулла Магомедович – доктор химических наук, профессор, декан биолого-химического факультета Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
– Директор научно-исследовательского института общей и неорганической химии ДГПУ
– «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан»,1993г,
– «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»,1999г.
Кафедра химии и НИИ общей и неорганической химии ДГПУ являются центром организации научной и методической работы не только в Дагестане, но и во всем Северо-Кавказском регионе.
Научная школа физико-химического анализа при НИИ общей и неорганической химии ДГПУ, созданная профессором А.М. Гасаналиевым, регулярно проводит семинары по проблемам физико-химического анализа и химии сложных систем, вопросам неоргани-ческого материаловедения. Ее активно посещают и обмениваются опытом дипломники, магистранты, соискатели, аспиранты, докторанты, а также заинтересованные научные работники всего Северо-Кавказского региона и многих городов России.
Целый ряд работ в научной школе профессора Гасаналиева посвящен исследованию физико-химических свойств многокомпонентных систем, изучению топологии и фазообразования
В настоящее время известно много патентов изобретений, авторских свидетельств и публикаций, в которых сообщены результаты конкретного использования неорганических сложнооксидных соединений и переходных щелочных металлов в качестве катализаторов восстановления кислорода и водорода в топливных элементах, активной части датчиков для определения концентрации ионов водорода, фтора, ртути, серебра, растворенного кислорода и др.
Высокие требования, предъявляемые к качеству таких материалов, привели к необходимости разработки принципиально новых методов их получения, отличающихся как химико-технологическим исполнением, так и качеством, составом, свойствами, структурой и строением самих веществ. Одним из них признан физико-химический дизайн на базе многокомпонентных систем, получивший широкое развитие в течение последних лет и являющийся основой моделирования и прогнозирования новых фаз, обладающих полифункциональностью. Его применение апробировано в мировой науке и практике при синтезе материалов для многих отраслей техники и материаловедения. В частности, для получения сегнето-, пьезо- и диэлектриков, твердых электролитов, жаростойких материалов, мембран, декоративных защитных покрытий, пленок со специальными оптическими и электрофизическими характеристиками, катализаторов, высокотемпературных сверхпроводников и теплонакопителей и т.д. К таким материалам относятся и нестехиометрические соединения типа «бронз» на основе ванадия, вольфрама и молибдена, используемые также и в качестве катализирующих сред в некоторых процессах органического и нефтехимического синтеза, для получения полупроводниковых материалов. Поэтому многостороннее изучение различных свойств и способов выделения щелочных бронз является важной задачей. В связи с этим, работа аспирантки научной школы Гасаналиева А.М. – Алихаджиевой Баянт была посвящена изучению физико-химического взаимодействия в трехкомпонентных оксидно-солевых системах MPO3 – M2WO4–V2O5 (M-Na, K), композиции которых обладают многообразием свойств.
Алихаджиевой Б.С. для исследования были выбраны трехкомпонентные оксидно-солевые системы MPO3 – M2WO4–V2O5 (M-Na, K), характеризующиеся развитым комплексообразованием, в том числе в них возможно образование ряда стехио- и нестехиометрических соединений типа «бронз». Смешанные неорганические натрий (калий) – ванадиевые бронзы, эффективны для использования в стекольной промышленности, как полупроводниковые материалы и в качестве внутренних электродов сравнения при потенциометрическом титровании окислителями и восстановителями. Они обладают химической и коррозионной стойкостью. Информация по фазовым диаграммам интересна для выявления расплавов-электролитов с целью электровыделения ванадия, вольфрама и их покрытий.
Результаты топологического, термического и электрохимического анализа систем MPO3 – M2WO4–V2O5 (M–Na, K) являются основой разработки новых сложнооксидных материалов с широким набором перспективных в прикладном отношении характеристик, в том числе температурные режимы, составы, структуры, цвет, термохимическая и коррозионная устойчивость.
Синтезированные Алихаджиевой Б.С. неорганические натрий (калий) – ванадиевые бронзы MXЭО4 (M – Na,K; Э – V) и смешанные ванадий-вольфрамовые бронзы натрия и калия эффективны для использования в стекольной промышленности, как полупроводниковые материалы и в качестве внутренних электродов сравнения при потенциометрическом титровании окислителями и восстановителями, а также для получения композиционных материалов – порошков, керамик, пленок и покрытий.
В работе Исраилова М.-А.М. была выбрана тройная система Cs2O–V2O–MoO3 характеризующаяся развитым комплексообразованием. Ванадаты и молибдаты , а также ванадинвые и молибденовые бронзы щелочных металлов обладают рядом практически важных физико-химических свойств, которые особенно выпажены у соединений цезия. В частности, их используют как люминофоры, катализаторы, электроды, пьезо- и магнитоэлектрики. Они обладают химической и коррозионной стойкостью, широким спектром структурно – модификационных параметров и качественно-количественных соотношений, что многократно расширяет возможности целенаправленного конструирования эффективных материалов и методов их получения.
Тема диссертации аспирантки Хубаевой М.В.: «Фазовые равновесия в системах из вольфраматов, молибдатов, карбонатов, метаборатов и хлоридов натрия и калия». Данная диссертационная работа была посвящена исследованию в области тройных, тройных взаимных и четверных солевых систем на основе вольфраматов, молибдатов, карбонатов, метаборатов и хлоридов натрия и калия.
Интерес к этим системам обусловлен, прежде всего, получением новой информации о фазовых равновесиях солевых расплавленных систем, а также возможностью их применения для разработки энергоемких фазопереходных материалов, используемых для аккумулирования тепла, в частности, солнечной энергии, в электрохимических процессах для выделения металлических вольфрама и молибдена, а также для решения целого ряда других прикладных задач.
Таким образом, благодаря поддержке профессора Гасаналивеа А.М., положено начало созданию чеченской школы по проблемам физико-химического анализа многокомпо-нентных систем в педагогическом вузе города Грозного, что способствует развитию научного потенциала высшей школы Чеченской республики.