Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Бесплодие является одной из наиболее актуальных проблем современности. Ее исследование в рамках акушерства и гинекологии органично дополняют работы в области психологии репродуктивной сферы человека, в том числе психологического бесплодия (Е.Н. Андреева, Х.В. Бежина, Н.В. Башмакова, О.Р. Григорян, Н.О. Дементьева, Ф.Н. Ильясов, Л.Ю. Карахалис, О.С. Карымова, Н.В. Лосева, Ю.В. Романенко, М.Г. Рябова, Г.Г. Филиппова, П.Б. Цывьян, И.В. Ярославцева и мн. др.).

Целью нашей работы стало изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием, с акцентом на эмоциональный компонент и материнские установки. Были сформированы две выборки – в первую вошли женщины с диагнозом «бесплодие», во вторую – женщины, имеющие детей. Возраст испытуемых 25-35 лет. Для обследования респондентов применялись следующие методики: «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), «Шкала депрессии» (А.Т. Бек), «Ваша потребность в детях» (А.Н. Сизанов), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

Было установлено, что в выборке бесплодных женщин в большей степени, чем в выборке, женщин, имеющих детей, выражены показатели тревоги, астении, обсессивно-фобических нарушений и потребности в детях. Полученные данные позволяют характеризовать испытуемых первой группы как испытывающих субъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство, озабоченность и нервозность. Женщины с диагнозом «бесплодие» склонны воспринимать большой круг ситуаций как опасные, угрожающие их самооценке, престижу и самоуважению. Астенические симптомы проявляются у бесплодных женщин в виде повышенной утомляемости, истощаемости, крайней неустойчивости настроения. Также имеют место снижение самообладания, нетерпеливость, неусидчивость, нарушение сна, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению, раздражительная слабость, выражающаяся в резких переходах от возбудимости к упадку сил в сочетании со слезливостью. Обсессивно-фобические нарушения проявляются у данных респондентов в навязчивых состояниях, страхах, мыслях и воспоминаниях. Эти невротические эффекты, часто детерминированные психологической травмой, неприятны и чужды им, поражают мышление и вызывают у бесплодных женщин чувство собственной беспомощности в плане преодоления навязчивостей. Возможно, обозначенные выше проблемы связаны с нереализованной потребностью в детях, которая не только отражает биосоциальную природу человека, но и относится к высшему уровню потребностей личности. Психологический компонент данной потребности включает в себя эмоциональное удовлетворение, которое дают женщине семья и дети. В выборке женщин, имеющих детей, эмоциональный фон стабилен и показатели методики А.Н. Сизанова достаточно высоки. Очевидно, женщины-матери ощущают себя и свои семьи социально полноценными, испытывают психологический комфорт от общения с детьми, что подтверждается данными, полученными по методике Г.Г. Филипповой, – эти испытуемые позитивно относятся к материнству, четко представляют ценность ребенка, свою роль как матери и реалистично описывают свои взаимоотношения с детьми. В свою очередь женщины с диагнозом «бесплодие» имеют более выраженную потребность в детях и, вероятно, психологически страдают от своей «неполноценности». Они менее уверенно относятся к материнству, не имеют четкой картины ценности ребенка, своей роли как матери в его воспитании и менее реалистично описывают свои взаимоотношения с будущими детьми. Результаты нашего исследования м.б. интересны специалистам в области медицинской психологии и всем, кто интересуется проблемой психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием.