Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В монографии анализируется разнообразие концептуальных подходов, многообразие стилистики художественных форм, архитектурных и композиционных принципов, выразительных возможностей экспозиционного искусства музея. Выявляются и систематизируются основные тенденции его развития, композиционные средства и возможности, с помощью которых достигается не только представление конкретных предметов – экспонатов музейных коллекций, но и научных и идеологических концепций, мировоззренческих идей, и в целом культуры эпохи.

Проблемы теоретического осмысления общих закономерностей экспозиционного ансамбля музеев находятся на стадии становления. Сложность их разработки объясняется многогранностью самого предмета – музейной экспозиции, разнообразием и спецификой ее содержания и формы. Если музей рассматривается как система в области культуры, то экспозиция может быть рассмотрена как одна из важнейших подсистем, определяющих музей в статусе социокультурного института. Вместе с тем, экспозиция является самой динамичной составляющей частью музея. Она детерминирована трансформацией социальных ситуаций, совокупностью научных, идеологических и мировоззренческих подходов, художественными критериями времени, стилистикой, концептуальными задачами, коммуникативной активностью, связывающей современного человека с его историческим прошлым, запечатленным в предметной основе хранимых музеем коллекций.

Особенно важными в этой связи становятся вопросы, связанные с художественной организацией и интерпретацией экспозиционных замыслов, развивающиеся в неразрывном контексте как непосредственно самого музееведения и стратегии музея, так и общих тенденций искусства, архитектуры и на современном этапе дизайна.

Монография посвящена становлению и развитию экспозиции музея и выставки, как специфической сферы искусства и дизайна. Экспозиция и музей в целом рассматривается как экспозиционный ансамбль, обладающий качествами уникальной системы социально-ценностной и художественно-эстетической информации, основанной на исторических памятниках, документах, произведениях искусства и культуры, обусловленной научными доктринам и общехудожественными тенденциями времени. А архитектура музейных зданий представляет собой выдающиеся примеры художественных стилей и тенденций, созданных крупнейшими зодчими Европы и мира, представляя собой не только футляр для хранения бесценных коллекций, но и самостоятельный и выразительный памятник своего времени, понимание его функции и формы в контексте стилистических, конструктивных и технологических новаций времени.

В книге анализируется многообразие художественных принципов, композиционных и выразительных свойств экспозиционного ансамбля, как универсального архитектурно-художественного целого, включающего архитектуру и интерьеры, экспозиционные пространства и композиционные структуры, целью которых является оптимальная и максимально выразительная презентация музейных коллекций и собраний.

В отличие от традиционных музеологических работ, понимающих музейную экспозицию и формы ее организации лишь с научных и методических позиций, данная работа впервые обращена именно к художественному аспекту музея и выставки, к представлению их экспозиций в качестве специфического жанра искусства и одного из сложнейших жанров средового дизайна.

Данная монография это первая часть обобщающего исследования формообразования экспозиций музеев в их историческом развитии, в контексте становления и формирования музейного и выставочного экспонирования. Начиная с зарождения экспонирования в контексте интерьерного ансамбля, рождения первых европейских музеев и галерей во времена Ренессанса, создания и развития музеев Европы в эпоху Просвещения, расцвет музейного строительства и музеев на рубеже ХIХ – начала ХХ века. Времени, создания крупнейших национальных музеев многих европейских стран, в том числе и России, когда строится Исторический и Политехнический музей, собирается и формируется Третьяковская галерея и строится и блестяще декорируется Музей изящных искусств и организуются многочисленные музеи по всей стране. В это время идет формирования принципов, подходов и художественных стратегий в архитектуре, интерьерном убранстве, которые мыслились как – монументальные хрестоматии по истории и искусству. Внимание уделено интерьерам музеев, как характерным экспозиционным ансамблям с программной декорацией художественного и пластического убранства.

В книге рассматриваются внутренние и внешние воздействия общекультурных и художественных тенденций на становление и характер экспозиции, на ее формы, принципы, организацию предметно-пространственной среды, стилистику и художественную выразительность, средства участвующие в ее создании. Рассмотрены наиболее значимые, этапные примеры, крупнейших музеев Европы и России, характерные черты и формы свойственные определенным историческим периодам напрямую связанными с художественными стилями, ведущими научными концепциями, творческими замыслами и задачами, функциональными и технологическими возможностями времени. Анализируются наиболее значимые экспозиционные построения в их историческом развитии, когда они складываются в сложнейший жанр концептуально-художественного творчества в области средового дизайна.

Данная монография выполнена в русле современных научных поисков и представляет собой обобщающее исследование архитектурно-художественных и композиционных тенденций формообразования экспозиций музеев, преимущественно исторического и искусствоведческого профиля, в историческом развитии и в контексте становления музейного экспонирования.

В книге рассматриваются основные этапы формирования экспонирования: – от зарождения в античный период, прото-экспонирование средневековой Европы, рождение музея и новации в эпоху Просвещения, музейные концепции Англии, дворцовый эспозиционный ансамбль, романтический музей начала века, музейные концепции немецкой архитектурной школы (творчество К.Ф.Шинкеля и Лео фон Кленце – архитектор Санкт-Петербургского Эрмитажа), национальные музейные проекты XIX века. Кратко анализируется выставочная экспозиционная практика, начиная с Всемирной выставки 1851 года в Лондоне. Дается анализ выдающегося музейного комплекса Вены, и наконец музейное строительство России, включая концепции национального стиля в музейной архитектуре и создание крупнейших отечественных музеев.

Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала, воссоздающего исторические этапы экспозиционного творчества, включает редкие исторические материалы и авторские фотографии.

Монография «Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля» дает понимание процессов и фактов, необходимых не только для более осознанного восприятия художественных форм прошлого, сколько для расширения арсенала средств пластического языка современного экспозиционного творчества, и в целом общего повышения экспозиционной культуры в области современного музейного строительства.