Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни – главная цель современного образования, отвечающая социальным запросам. В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» обновление образования должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим интересам, склонностям и запросам человека.
В этих условиях все большую значимость приобретает идея непрерывного образования – последовательного формирования способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, умеющих самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Реализуя эту идею, многие вузы модернизируют свою структуру в направлении многоуровневого непрерывного образования, что в условиях сложившейся в стране демографической ситуации, обусловливающей падение или отсутствие конкурса абитуриентов в средние и высшие профессиональные учебные заведения, способствует их адаптации к сложившимся условиям. В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится важнейшей функцией образовательного процесса.
В современных условиях рыночная экономика диктует необходимость приобретения студентами медиками навыков вести активную маркетинговую деятельность и отвоевывать свой сегмент рынка. На наш взгляд, частично для приобретения этих навыков, профориентационное сопровождение необходимо не только в выборе профессии врача стоматолога, но является важным компонентом обучения в вузе и последующим трудоустройстве выпускника [1, 2]. Существующая методика профориентации, как правило, направлена на ведение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Одним из способов повышения конкурентоспособности выпускников вуза является модернизация не только учебного процесса, но и работы всего образовательного учреждения, включая различные его подразделения (деканаты, факультеты довузовской подготовки и последипломного образования, и т.д.), направленной на социальную, образовательную, психолого-педагогическую поддержку профессионального развития личности, формирование качеств будущего участника профессиональных отношений. С другой стороны, став студентами вуза, многие считают, что проблема профориентации для них уже решена. Это существенно ограничивает возможности будущих специалистов в получении профессионального образования, так как при многообразии специализаций, расширении возможности для обучения в условиях рыночной экономики не всегда производится целенаправленное осознание студентами этих изменений и адекватности обучения к новым экономическим условиям жизни. Поэтому, профессиональная ориентация у будущих специалистов во время учебы должна быть высока как никогда ранее.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению специалистов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, приводит к асоциальному поведению и т.п. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация студентов вуза должна стать приоритетным направлением в его деятельности.
Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, выявление пригодности к выбранной профессии, формирование профессионального призвания, на оказание помощи в профессиональном становлении и развитии специалиста и его трудоустройстве. Особенностью профессиональной ориентации в профессиональной школе является то, что воздействие на студентов осуществляется систематически на протяжении всего периода обучения, что и обуславливает последовательность и дифференцированный подход в процессе управления профессиональным развитием.
Общая цель системы профориентационной работы – формирование качественного контингента обучающихся для подготовки квалифицированных медицинских кадров с учетом потребностей регионов, оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации, дальнейшей трудовой деятельности [3, 4].
Основными задачами профориентационной работы является [3, 4]:
1. Обеспечение формирования контингента студентов согласно государственному заданию.
2. Организация и осуществление взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по развитию сети медицинских классов, популяризации профильных предметов (биология, химия, физика).
3. Привлечение школьников к научно-исследовательской работе, развитие школ юных медиков (фармацевтов).
4. Проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов.
5. Установление тесных связей с органами управления образованием, здравоохранением, службой занятости населения.
На кафедре терапевтической стоматологии Иркутского государственного медицинского университета профориентационная работа на курируемом курсе организовывается с применением новейших информационных технологий и элементов маркетинговой деятельности [1, 2, 5, 6]. В этом направлении при подготовке будущих врачей стоматологов используются следующие профессиональной ориентации:
1. Профориентационная работа студентами во время производственной практики по терапевтической стоматологии.
2. Профессиональная ориентация на курируемом курсе, когда куратор в студенческой группе указывает учащимся все особенности предстоящей им профессии, раскрывает основы маркетинговой деятельности и т.д.
3. Профориентационная работа ординаторами кафедры с абитуриентами, которая заключается в организации и осуществлении взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по профессиональной ориентации школьников на получение среднего и высшего профессионального образования путем совершенствование презентационной деятельности университета по профориентационной работе.
Работа кураторов по каждому направлению имеет свои особенности.
Реализация первого направления организовывается по инициативе куратора и в процессе производственной практики студентами осуществляется целенаправленное информирование выпускников школ в целях практической помощи в выборе профессии стоматолога. Основными направлениями студенческой профориентационной работы являются профинформация и профпропаганда. Для этого используются мультимедийные презентации, в том числе созданные самими студентами. Название презентации определяется тематическим планом профориентационной работы кафедры, утвержденного на методическом совете факультета.
Наряду с научно организованным информированием о профессии стоматолога, предназначенное главным образом, для выпускников общеобразовательных школ. В целях практической помощи в выборе профессии, при составлении презентации, приветствуется личное мнение студента, что побуждает самого составителя оценить свои склонности, интересы и сосредоточиться на своем профессиональном самоопределении.
Второе направление профориентационной работы на курируемом курсе определяется формированием профессиональной готовности будущего стоматолога к трудоустройству, привитие навыков активной маркетинговой деятельности. Это связано с тем, что переход от патерналистской модели оказания медицинской помощи, в частности стоматологической, к клиенто-ориентированной, которой требуют рыночные отношения, дается молодым специалистам с большим трудом. Первая причина, на наш взгляд, определяется направленностью студентов на непосредственный результат обучения – усвоении сведений, понятий и достижении некоторых формальных показателей (отметка, зачет, способность сдать экзамен и т.д.). Вторая – отсутствие у выпускников стоматологического факультета «маркетингового мышления», а многие даже ясно не представляют, что такое маркетинг. Ведь существует более 500 его определений. Нам наиболее близко определение маркетинга, данное Шелли Лазарус – «маркетинг – это попытка представить себе, чего хотят люди, чтобы дать им это».
При таком расширении проблем образования у выпускника-стоматолога формируется направленность не только зарабатывать деньги или лечить зубы, а применить свои навыки для восстановления здоровья пациента. Для этого будущий специалист должен уметь не только задавать вопросы больному, собирая анамнез жизни и заболевания, а главное, задавать себе вопросы от пациента, стремясь найти решение и получить на него согласие больного. Мы признаем, что данное действие врача еще не является маркетингом, но может быть его составляющей частью, как профессиональная ориентация будущего стоматолога терапевта. В связи с этим возникает проблема управления маркетинговым целеполаганием, средством реализации которого служит кураторство в студенческой группе. При этом одна из целей профориентационной работы куратора со студентами определяется так: у студентов необходимо выработать понимание разных типов маркетинга и их относительного значения. Для достижения этого образовательного результата выделяется пять уровней:
1. Претензии пациентов по поводу нарушения их права на качественное медицинское обслуживание
2. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике или принцип сотрудничества.
3. Понятие маркетинга и его необходимость в рыночных отношениях врача-стоматолога и пациента.
4. Отличие взглядов врача стоматолога и пациента на рыночные отношения между ними.
5. Оценка эффективности маркетинговой деятельности на стоматологическом приеме.
Социологические исследования показывают, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда [2]. Следовательно, трудовые достижения выпускников разных уровней обучения многоуровневого учебного заведения непрерывного образования, явившихся реальным результатом продуманной системной профориентационной работой учебного заведения непрерывного образования, служат еще одним важным критерием успешности выбора профессии.
Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит как мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на учебу в вузы и количества студентов, продолживших обучение профессии, отвечающей актуальным потребностям города, района, региона, общества, на более высоком уровне [2]. Чем больше число выпускников разных уровней обучения в государственном образовательном учреждении непрерывного образования в дальнейшем работают по полученной ими профессии, тем выше действенность профориентационной работы этого учебного заведения.