Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CONDITIONS OF REALIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN MEDICAL UNIVERSITY

Kovaleva M.B. 1 Makusheva Zh. N. 1 Potekhina E.S. 1 Rudenko E.E. 1
1 SBEI HPE «Pacific State Medical University of the Ministry of Public Health Russian Federation»
The article deals with actual problems and conditions of creating an inclusive educational environment in the medical university. An educational environment on the example of the implementation of the program of inclusive education development in State Educational Institution of Higher Professional Education «Pacific State Medical University of the Ministry of Public Health Russian Federation» is studied. Particular attention is paid to the conditions of equal access to higher education for students with disabilities. Medical students’ opinion about the problem of adaptation of people with disabilities in an inclusive educational environment is also analyzed.
inclusive educational environment
inclusive approach
students with disabilities
the higher medical school

Цель исследования: рассмотреть актуальные проблемы и условия создания инклюзивной образовательной среды в медицинском вузе.

Задачи:

1) изучить законодательные и нормативно-правовые документы, направленные на обеспечение доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

2) проанализировать условия их реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России);

3) изучить информированность и отношение обучающихся ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России (далее ТГМУ) к проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном обучении и воспитании детей с ОВЗ. Инклюзивное образование это «… процесс развития общего и профессионального образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого лица, вне зависимости от состояния его здоровья» [1].

В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5 статьи 41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».

Внедрение инклюзивного образования в систему высшего профессионального образования непосредственно связано с изучением образовательной среды, в которой этот процесс протекает.

Целью разработки и реализации программы мероприятий по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ТГМУ является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В ТГМУ проводится профориентационная работа, имеется опыт работы с детьми-инвалидами. Основными формами профориентационной работы являются: Дни открытых дверей, знакомство с университетом абитуриентов-инвалидов через официальный сайт в разделах «Абитуриентам», «Приемная комиссия», интерактивная экскурсия по университету (страницы «Университет», «Факультеты», «Новости», «Фотоальбом»), консультации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей по вопросам приема и обучения, в том числе по технологии удаленного доступа (электронная форма – раздел «Задать вопрос», электронная почта).

Осуществляются особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам бакалавриата, специалитета, интернатуры, ординатуры, аспирантуры, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), особенности их проведения, возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в ТГМУ.

Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающимся в университете регламентирует выплату инвалидам и лицам с ОВЗ социальной стипендии и материальной поддержки.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости такому студенту может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В ТГМУ студенты с ОВЗ могут получить высшее образование с применением элементов дистанционных технологий. Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок обучения для них по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривается: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов. В случае необходимости, при обращении студента с ОВЗ в деканат, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

В ТГМУ ведется работа по созданию без барьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций.

На территории университета созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ОВЗ. Обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов. По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске, возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д. Учебные корпуса ТГМУ оснащены пандусами для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Социальное сопровождение образовательного процесса в ТГМУ направлено на социальную поддержку студентов с ОВЗ при их обучении. Университет помогает в решении бытовых проблем проживания в общежитии, выделяет материальную помощь и обеспечивает социальные выплаты нуждающимся студентам, а также гарантирует стипендиальное обеспечение.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты – это содействие занятости и трудоустройству выпускников университета, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В ТГМУ работает Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности Центра являются постоянное взаимодействием с работодателями на региональных рынках труда и активные формы и методы работы со студентами (встречи выпускников с работодателями, ярмарки вакансий и др.).

В учебном учреждении осуществляется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия [2].

Одной из задач нашего исследования было изучение информированности и отношения обучающихся ТГМУ к проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Нами был проведен анонимный опрос 248 студентов-первокурсников специальностей «Лечебное дело», «Фармация», «Клиническая психология», «Медико-профилактическое дело», «Биохимия», «Государственное и муниципальное управление». Анкета состояла из 13 открытых и закрытых вопросов, на которые можно было дать несколько вариантов ответов.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить кто такие, по мнению студентов, «люди с ограниченными возможностями здоровья». 43 % опрошенных считают, что это люди, имеющие определенные физические или психические особенности. 31 % отметили инвалидов (физическое состояние), 22 % отнесли к этой группе людей с различного рода отклонениями. Однако 4 % респондентов считают, что люди с ОВЗ – это те, которые в данный момент находятся временно на больничном. Подавляющее большинство студентов (96 %) считают, что человек с ОВЗ может стать полноценным членом общества и реализовать себя в жизни как личность.

Было интересно узнать, какие чувства будущие врачи испытывают по отношению к таким людям. У 68 % студентов это сочувствие и сострадание, 21 % – жалость, 15 % не испытывает каких-то особых чувств, у 12 % люди с ОВЗ вызывают страх, 10 % – чувство долга, примерно одинаковое количество опрошенных испытывают неприязнь (3 %) и раздражение (2 %).

72 % респондентов считают возможным обучение детей с ОВЗ в массовой школе. По их мнению, положительными сторонами в совместном обучении являются: подготовка общества с детских лет к принятию людей с ОВЗ (62 %), развитие у детей доброты, сочувствия и желания помочь слабому (39 %). 35 % студентов считают, что таким детям необходимо находиться среди здоровых детей.

28 % опрошенных не придерживаются мнения своих оппонентов и видят следующие отрицательные стороны в обучение детей с ОВЗ в массовой школе: будут мишенью насмешек (98 %), возникнут трудности в формировании коллектива в классе (41 %), не справятся с учебной программой (25 %), не будет друзей (22 %), будут тормозить обучение в классе (11 %), снизится рейтинг (привлекательность) класса (5 %).

Рассматривая проблемы, с которыми мы можем столкнуться при совместном обучении обычных учеников и детей с ОВЗ, студенты, прежде всего, отмечают техническую неприспособленность школ (71 %). На втором месте – негативное отношение со стороны условно здоровых учеников и их родителей (61 %). 56 % считает, что это может быть недостаток в подготовленности педагогов в области знания особенностей детей с ОВЗ или недостаток необходимых специалистов (50 %), а также отсутствие специальных программ (43 %).

Анализируя осведомленность студентов о законах, защищающих права лиц с ОВЗ, необходимо отметить, что 13 % опрошенных не знают о таких законах, а 37 % вообще не задумывались об их существовании. На вопрос «Какие льготы необходимо сохранить для лиц с ОВЗ?» ответы опрошенных представлены следующим образом: при лечении – 94 %, пенсия по инвалидности – 93 %, в транспорте – 87 %, при поступлении в вузы и другие учебные заведения – 64 %, при устройстве на работу – 49 %.

Следующие вопросы анкеты были непосредственно связаны информированностью студентов о проблеме адаптации людей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде ТГМУ. 55 % опрошенных знают о том, что в университете есть обучающиеся с ОВЗ, в то время как 42 % не знают, а 3 % считают, что таких студентов нет. Отвечая на вопрос «Как бы вы отнеслись к обучению в вашей группе студентов с ОВЗ?» 52 % утверждают, что их бы этот факт никак не затронул. 41 % был бы рад новому студенту и не задумывался о его статусе. Однако 4 % обучающихся это бы не понравилось, а 3 % избегали бы общения с таким студентом. Называя условия, созданные в университете для адаптации студентов с ОВЗ, прежде всего опрошенные первокурсники отмечают решение проблемы проживания в общежитии, оказание материальной помощи и обеспечение социальными выплатами нуждающихся студентов; обеспечение доступа к зданиям и сооружениям, выделение мест для парковки автотранспортных средств; помощь в трудоустройстве выпускников с ОВЗ; индивидуальные графики посещения занятий.

Проведенное нами исследование показывает необходимость осуществления системы мероприятий по формированию положительного отношения общества к людям с ОВЗ для обеспечения условий их успешной интеграции в обществе. В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни [3].