Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

BECOMING OF THE TEACHER OF NEW FORMATION THROUGH LEVEL TRAIN COURSES

Nurmuhambetova A.S. 1
1 Branch of AS «National Centre of Training «Orleu» and Training Institute of teachers in Kostanai region»
Modernization of education is needed as air for developing Kazakhstan – through training and professional development of teachers. The article deals with the role of quality education in the life of every human being. Approaches in teaching this younger generation do not meet the needs of the time. Transformations in the education system of Kazakhstan, as reflected in the Law of the Republic of Kazakhstan «On education», Concept of Education of the Republic of Kazakhstan until 2015, the State Program for Education Development of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020, require the inclusion of all in charge of the teaching community in our country the process of creating a new model of Kazakhstan school. Clearly the objectives are achieved by «formation in the secondary schools of intellectual, physical and spiritual development of a citizen of the Republic of Kazakhstan, the satisfaction of his needs in education, ensuring success and social adaptation in a rapidly changing world».
The modernization of the education
the advanced training courses
the role of the teacher
the tasks of the education
the improvement the quality of the work
the effectiveness of the level courses

В современном Казахстане идет модернизация образования, в котором одним из этапов модернизации является обучение самих учителей. Роль качественного образования в судьбе каждого человека переоценить трудно. И сегодня в век информаций, когда все стремительно меняется, роль учителя, владеющего современными технологиями преподавания, особенно высока. Еще совсем недавно казалось, что прежние методы вполне себя оправдывают. Школьные наставники могли десятилетиями преподавать старые дисциплины, не слишком заботясь об обновлении собственного багажа знаний.

Но сегодня такой подход уже не отвечает потребностям дня. Очевидно, что образование может существенно отстать от современных требований и нуждается в модернизации.

Повышение квалификации подразделяется на три вида: Краткосрочные курсы (не менее 72 часов).

Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам в рамках конкретной темы. По завершении курсов слушатели должны сдать самостоятельные работы, защитить групповые проекты, пройти выходное тестирование. При успешном выполнении вышеназванных работ слушатели получают документ об обучении – сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

Тематические и проблемные семинары (объём – от 6 до 36 часов). Данный вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для работы в условиях обновления содержания образования. Тренинги, тематические и проблемные семинары по западающим звеньям, методические марш-броски проводятся по возникающим проблемам на уровне региона или образовательного учреждения. Слушатели получают документ об учении – сертификат об участии в работе семинара в рамках определенной темы.

Длительное повышение квалификации (объём – до 500 часов).

Цель длительного повышения квалификации – углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций (например, при введении инноваций). Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают потребность в постоянном развитии практических навыков и знаний [1].

Повышение квалификации работников проводится по мере необходимости, желанию педагога, положению по повышению квалификации. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. В системе повышения квалификации педагогических работников РК на время прохождения ПК педагог освобождается от работы с сохранением заработной платы и получает документ об обучении – сертификат.

Образование должно быть для детей, которые должны успешно социализироваться. Задача системы образования проста – превращение природного учителя в культурного, через соединение его с философией образования с прикладной философией, по словам С.И. Гессена [2]. То есть учителя, который понимает закономерности того процесса, который он осуществляет, понимает свою субъектную роль и позиции всех участников процесса. Логику, которая дает поступательное развитие этого процесса. Он занимается тем, что формирует человека «счастливого» т.е. способным субъектом собственного развития. Сегодня не ушел учитель, и не ушла предметность. Просто появилась другая предметность. И формирование мировоззрения ученика, как бы обустройство его внутреннего пространства – это и есть самая главная задача школы.

Сейчас как никогда важно создать такую образовательную среду, которая поможет, прежде всего, самому педагогу постоянно повышать профессиональные компетенции. Миссия национального центра повышения квалификации «Орлеу» по Костанайской области заключается в системном повышении квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество образования на основе трансляции мирового и казахстанского опыта. Разработанная модель новой системы повышения квалификации педагогических работников, в основе которой новая философия образования и использование современных инновационных педагогических технологий, обеспечивает повышение качества образования в Республике Казахстан.

Ключевыми особенностями педагогического образования считаются вариативность, гибкость, мобильность кадров в соответствии с целями модернизации образования и создания системы мониторинга для успешной реализации государственных стандартов. Ценность и непохожесть сегодняшнего момента в том, что сейчас меняется, философски меняются сами ценности образования. В процессе обучения учителей мы стремимся к тому, чтобы школа стала институтом инициативы. Так как мы считаем, что проблемы в самих, в учителях. И если педагоги будут ставить вопросы перед собой, возможно, это и будет стимулировать учителей к самообразованию.

Преобразования в системе образования Казахстана, нашедшие отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Концепции образования Республики Казахстан до 2015 г., Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., требуют ответственного включения всей педагогической общественности нашей страны в процесс создания новой модели школы Казахстана. Подготовка педагогических кадров осуществляется по следующим направлениям:

  • концептуальные основы и принципы построения содержания образования;
  • обновление содержания образования в соответствии с современными запросами социально- экономического развития общества;
  • здоровьесберегающая функция образования;
  • обеспечение вариативности и личностной ориентации образования;
  • ориентация на реализацию компетентностного подхода;
  • целостность и преемственность содержания образования, обеспечение внутри – и межпредметных связей;
  • направленность на конечный результат через выстраивание системы учебных достижений учащихся;
  • требования к условиям организации и реализации образовательного процесса.

ГПРО РК поставлена цель – «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире» [3].

Безусловно, главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Ведущая роль в формировании этих функциональных навыков принадлежит школе.

По поручению Министерства в АО «НЦПК «Орлеу» проводится широкомасштабная работа по разработке многовекторных модульных программ, учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсов повышения квалификации, соответствующих мировым тенденциям и задачам реформирования системы. Для повышения качества и усиления инновационного потенциала, а также мобильности применения образовательных программ, использован модульный подход обновления.

Уникальность же уровневых курсов в рамках уровневых программам, проводимых совместно с Кембриджским Университетом и АОО «НИШ» [4] заключается еще в том, что успешное завершение обеспечивает учителю наряду с профессиональным ростом также и солидную прибавку к заработной плате. Это – беспрецендентный случай в отечественной системе образования, осуществляемый по инициативе и поддержке Главы государства Н.А. Назарбаева. Также, уровневые курсы ПК становятся одним из факторов роста престижа профессии педагога и повышения качества работы.

С целью повышения эффективности уровневых курсов по поручению Министерства во всех филиалах «Орлеу» были созданы центры уровневых программ. Тренеры центров уровневых программ не только проводят качественные курсовые мероприятия, но и оказывают активную помощь сертифицированным учителям в посткурсовой период, проводят системную работу по оказанию методических услуг опорным школам, региональному сетевому сообществу учителей. Также, совместно с Центром педагогических измерений осуществляется мониторинг эффективности курсов и по результатам проводится коррекционная работа.

Основная задача Программы – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом [4]. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. Учителя знакомятся с научными материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Работа необходима учителям в целях обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу [6].

Основным материалом для чтения являются «Инструкция для выполнения предкурсового задания» и «Руководство для учителя». Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей. Идеи, приведенные в модулях – новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство в обучении – Программы, взаимосвязаны [5], равно как и отдельные стратегии и подходы, применяемые на занятиях. Все модули изучаются на основе применения активных форм обучения – тренинги, проектные работы слушателей и т.д.

Целью уровневых программ является:

  • Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира;
  • осуществление поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;
  • обеспечение учителей знаниями и практической готовностью к организации процесса обучения, способствующего формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморегуляции; становлению их активными гражданами и специалистами, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешному функционированию в современном мире [4].

Ожидаемые результаты Программы:

  • сформированность основ концептуального понимания и практических навыков учителя в контексте семи модулей, составляющих основу Программы;
  • наличие у учителя навыков критического размышления (рефлексии) о своей практике, способности к самосовершенствованию;
  • владение учителем методикой активизации процесса вовлечения учеников в обучение;
  • готовность учителя к активному функционированию в рамках профессионального сообщества учителей школы [7].

Продолжительность освоения Программы – три месяца, дифференцированные на три этапа обучения:

  • Первый этап – «Лицом к лицу» (аудиторное обучение; четыре недели).
  • Второй этап – «Практика в школе» (асинхронное обучение; четыре недели).
  • Третий этап – «Лицом к лицу» (аудиторное обучение; четыре недели) [4].

Первый этап – «Лицом к лицу» – аудиторное обучение в течении 4 недель, в ходе которых предстоит выполнить следующее:

  • Изучить материалы о том, как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное преподавание.
  • Проанализировать свои знания и убеждения о процессах преподавания и обучения и подвергнуть сомнению неоспоримость укоренившихся стереотипов в данной сфере.
  • Принять участие в активном обучении, моделируя способы работы в классе, что предполагает: совместную групповую работу, обсуждения, презентации и индивидуальные исследования.
  • Изучить новые подходы в обучении и преподавании в контексте семи модулей Программы.
  • Разработать план серии последовательных уроков (не менее четырех уроков), используя ключевые идеи Программы, подлежащие внедрению в практику преподавания и обучения в классе [7].

Во втором этапе – «Практика в школе» – в период асинхронного обучения на 5–8 неделе обучения также есть задания, предстоящие для выполнения учителем:

  • Провести серию последовательных уроков (не менее четырех уроков) и систематизировать материалы обучения учеников на данных уроках.
  • Выполнить восемь заданий в период практики в школе, направленных на изучение и апробацию ключевых идей Программы в школьных условиях.
  • Проанализировать внедрение ключевых идей Программы в свою практику преподавания и обучения.
  • Выполнить работу по формированию своего портфолио на основе проведенного рефлексивного анализа. [7].

Реализуемые учителем изменения в преподавании и обучении будут систематически оцениваться в период его практики в школе. Кроме того, учителю постоянно оказывается поддержка со стороны тренера посредством форума на образовательном портале.

Третий этап – «Лицом к лицу» – аудиторное обучение на протяжении 9–12 недели также содержит задания, предстоящие для выполнения учителем:

  • Закрепить и усовершенствовать знания, приобретенные в период первого этапа «Лицом к лицу» посредством рефлексии и обсуждения заданий, выполненных в период этапа «Практика в школе».
  • Предоставить групповые презентации, подтверждающие приобретенные знания.
  • Произвести самооценивание и взаимооценивание первичного варианта содержания портфолио.
  • Завершить работу над портфолио для суммативного оценивания.
  • Произвести взаимооценивание и составить комментарии по представленным презентациям, завершить презентации для суммативного оценивания, произвести суммативное оценивание презентации (на 12-ой неделе) [8].

Все занятия проводятся в интерактивном режиме через проведение разнообразных активных форм обучения. Комплекс интерактивных лекций и практических занятий проходит с использованием письменных материалов, основанных на исследованной практике. Очень важно понимать, что система повышение квалификации – это квалифицированный посредник между высокой педагогической наукой и живой педагогической практикой. Наука вырабатывает теории, институты системы повышения квалификации должны быть проводниками новых технологий, технологических циклов, выстроенные в определенной педагогической логике последовательность педагогических действий. Школы формируют опыт. Опыт рождает открытия, проблемы и противоречия, из противоречий рождаются новые идеи. И тут возникает другая направленность профессии учителя – фасилитатор, тьютор. Это учитель, который занимается, индивидуальными программами работы с каждым учеником. Помогает сориентироваться, как понять предмет и что для этого необходимо сделать. Помогает ответить на поставленные перед собой вопросы, изучая его потребности и способности. И помогают сориентироваться в предметном мире, создавая в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях» [4].