Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING THE IMPLEMENTATION AND PROTECTION OF FINAL QUALIFYING WORKS AT THE MEDICAL COLLEGE

1 1 Kalinchenko E.I. 1 Sorokina E.V. 1
1 The Volgograd state medical university
Final qualifying work is the main type of qualification tests for graduates who complete training on secondary vocational educational programs. It serves to the systematization and perpetuating of student’s knowledge, skills, practical experience and estimation of formation of general and professional competencies. The article marks the preoperational stages of graduate works. The article highlights the problems and discusses the ways to address common problems for participants of the educational process in secondary vocational educational institutions.
form of appraisal
final qualifying work
the estimate of proficiency
medicine

Система среднего профессионального образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает сложные преобразования, адаптируясь к новым рыночным отношениям. Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту в условиях постоянно меняющихся потребностей в той или иной профессии. Меняются цели современного образования, акцент переносится на формирование компетентности. Введение ФГОС 3 поколения абсолютно приближает подготовку специалистов к условиям современного рынка труда. Целью введения ФГОС 3 поколения явилось приближение образовательных услуг к реальным требованиям работодателей. Теперь именно работодатели определяют направление работы учебного заведения от рецензирования программ профессиональных модулей до обязательного участия в проверке освоения профессиональных и общих компетенций.

Одна из главных задач среднего профессионального образования заключается в формировании компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В современных условиях предъявляются высокие требования к студентам и выпускникам, которые из пассивных потребителей знаний должны перейти в разряд активных их творцов, умеющих формулировать проблему, анализировать пути ее решения, искать способы разрешения проблемы и доказать ее правильность.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников СПО, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;

– Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям по конкретным специальностям, а так же готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является формой государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.

Задачами ВКР являются:

– систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, умение применять их при решении частных научно – исследовательских и практических, профессиональных задач;

– формирование навыков самостоятельного проведения научного исследования и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

– развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и материалы исследования;

– развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов; приобретение выпускниками опыта – письменного изложения полученных и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;

– развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности;

– подготовка выпускника к работе по специальности.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.

Медицинский колледж ВолгГМУ является структурным подразделением факультета довузовского образования Волгоградского государственного медицинского университета. Обучение в колледже проводится по 4 специальностям «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация», «Сестринское дело».

Особенностью реализации образовательных программ среднего профессионального образования является участие в учебном процессе профессорско-преподавательского состава 46 кафедр, с использованием материально-технического и учебно-методического потенциала всех подразделений университета.

Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс, включающий ряд мероприятий:

– разработка тематики ВКР;

– назначение научных руководителей ВКР;

– ознакомление руководителей с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;

– проведение собрания студентов – выпускников для ознакомления с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты ВКР;

– разработка и утверждение календарного плана выполнения ВКР;

– контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;

– корректировка дипломных работ;

– разработка процедуры, критериев и показателей оценки ВКР;

– проведение предварительных защит ВКР;

– подготовка отзыва руководителя о дипломной работе;

– рецензирование работы рецензентом;

– организация защит дипломных работ на заседаниях ГЭК согласно графику.

Для организации и проведения ГИА в колледже разработаны положения «О порядке проведения государственной итоговой аттестации» и «О выпускной квалификационной работе студентов», постоянно ведется серьезная методическая работа. Для студентов и руководителей дипломных работ подготовлены методические рекомендации по организации выполнения и защиты ВКР. Для преподавателей выпускающих кафедр организуются семинары по методологии написания дипломных работ.

Двухлетний опыт организации и проведения защит ВКР в нашем колледже позволил проанализировать проблемы, которые предстоит решать в дальнейшем.

Анализ замечаний и рекомендаций председателей и членов государственных экзаменационных комиссий, результатов опроса студентов и преподавателей-руководителей ВКР с целью оценки сложностей, с которыми они столкнулись в процессе планирования, выполнения и защиты дипломных работ позволили выделить ряд часто встречающихся проблем.

Трудности у студентов в процессе подготовки ВКР чаще были связаны с выбором темы, поиском материала и его критическим анализом, с планированием деятельности по написанию работы, с представлением результатов собственных исследований, с грамотной формулировкой логически обоснованных выводов, предложений и рекомендаций, структурированием и оформлением работы согласно требованиям. В процессе защиты дипломных работ у выпускников был отмечен недостаточный опыт публичных выступлений.

В процессе подготовки дипломной работы студентом значительная функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научный руководитель должен выяснить степень подготовленности студента к разработке выбранной темы, помочь в определении цели и задач дипломной работы, дать рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников.

Так как большинство руководителей дипломных работ являются ассистентами и доцентами профильных кафедр университета, это имеет ряд преимуществ и поэтому проблемы, с которыми столкнулись руководители, касались в основном сложности организации исследовательской деятельности на базах практики, правильности формулировки тем и низкого уровня мотивации студентов.

В связи с выявленными проблемами были скорректированы методические рекомендации по подготовке и защите ВКР с внесением примеров оформления индивидуального плана-задания, отзыва и рецензии на дипломную работу.

Руководителям ВКР рекомендовано обратить внимание на формулировку тем дипломных работ, которые должны соответствовать тематике одного или нескольких профессиональных модулей, на умение выпускников работать с поиском нормативной документации, научных исследований в области организации профессиональной деятельности, в том числе в электронных источниках, так же обязательно использовать сайты профессиональных сообществ. В индивидуальном плане-задании необходимо не только фиксировать выполнение или невыполнение студентом в срок этапа работы, но и вносить краткие замечания, если они имеются. Это позволит в дальнейшем в отзыве на дипломную работу дать всестороннюю объективную оценку деятельности студента при подготовке ВКР. Подготовительный этап (изучение и анализ источников литературы, подготовка обзора) лучше начинать до преддипломной практики, что позволяет сэкономить время для проведения практической (исследовательской) части.

Научный руководитель должен выполнять систематическое руководство и консультацию студентов.

С целью создания условий для проведения исследований, выполнения практической части дипломной работы, были подготовлены и разосланы письма на базы преддипломных практик с просьбой о содействии в проведении практической части ВКР.

Для оценки работы с позиций практической значимости обязательным условием является привлечение в качестве рецензентов представителей от работодателей.

Выпускающим кафедрам рекомендовано проводить предзащиты дипломных работ, приглашать студентов младших курсов к участию в открытых заседаниях ГЭК по защитам дипломных работ, что, безусловно, способствует их мотивации к работе над выпускной квалификационной работой.

Студентам всех курсов рекомендовано, активно участвовать в научно-исследовательской работе научных кружков кафедр медицинского университета, в конкурсах и конференциях, иметь публикации студенческих научных работ для дальнейшего использования результатов в подготовке ВКР.

Выполнение дипломных работ в Медицинском колледже ВолгГМУ позволяет использовать возможности всех подразделений медицинского университета (учебно-производственная аптека, клиники).

Основным источником учебной, научной и методической информации является Фундаментальная научная библиотека ВолгГМУ. Библиотечный фонд содержит необходимое количество основной, дополнительной литературы и периодических изданий по специальностям среднего профессионального медицинского образования. Для студентов в свободном доступе имеется возможность работать с электронной библиотекой издательства «ГЭОТАР-Медиа».

Выводы

1. Использование кадрового, научного, информационно-методического потенциала медицинского университета является несомненным достоинством для повышения качества выполнения дипломных работ.

2. Анализ результатов выполнения и защит студентами дипломных работ позволил выявить проблемы и определить рекомендации по оптимизации данного вида работы.

3. Итоговая аттестация в форме защиты ВКР даёт прекрасный опыт самостоятельной работы студентов, позволяет интегрировано выявить сформированность общих и профессиональных компетенций, и свидетельствует о подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Данная образовательная технология обеспечивает индивидуальный маршрут обучения и способствует повышению качества подготовки специалистов.

Выполнение ВКР способствует систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений, практического опыта, а так же оценки сформированности общих и профессиональных компетенций.