Самообразование и саморазвитие становятся приоритетными направлениями в обучении и развитии студентов. В связи с этим резко возрастает значение самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важным звеном в решении ключевой проблемы высшей школы - обеспечения качества образования.
Развитие и широкое распространение сетевых информационных технологий на грани тысячелетий открыло доступ к разнообразным по содержанию и по месту расположения информационным ресурсам, что вызвало мощный всплеск инновационной активности во всех областях человеческой деятельности. Возникла принципиальная новая образовательная информационная среда, предлагающая комфортные условия для самообразования, расширения системы непрерывного образования, повышения оперативности и эффективности управления системой образования, а также для интеграции национальной образовательной системы в глобальную образовательную информационную среду. Самообразование становится постоянным слагаемым в жизни культурного, просвещенного человека [3].
Проблема самостоятельной работы всегда была одной из тех, что привлекала внимание педагогов и методистов. Многочисленные исследования направлены на определение понятия «самостоятельная работа», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании интеллекта обучающегося. Изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда, обобщается педагогический опыт практической работы в вузе. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
Проблема самостоятельной работы в психолого-педагогической и методической литературе рассматривается многоаспектно (Б.П. Есипов, И.Д. Зверев, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернер, А.С. Лында, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин, А.В. Усова и др.). Анализ этих работ показывает, что у педагогов нет единого мнения в определении самостоятельной работы, по-разному раскрывается ее сущность, признаки, представлены различные классификации ее видов. Так же мало разработанным остается вопрос методик и рекомендаций по организации и развитию навыков самостоятельной работы.
В первую очередь, следует четко определить, что собой представляет самостоятельная работа студентов. По мнению многих авторов, термин «самостоятельная работа студентов» не имеет в данное время более или менее четкого определения как научное понятие. Неопределенность его трактовки отрицательно сказывается не только на общем представлении, но и на определении того, как наилучшим образом организовать самостоятельную работу студентов и управлять ею.
Понятие «самостоятельная работа» нашло свое отражение в трудах классиков педагогики А. Дистервега, Т. Кампанеллы, Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и др. Современное осмысление проблемы осуществляется с различных позиций, что требует упорядочения ее понятийного аппарата, поскольку это является необходимым условием существования и развития любой науки. Проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Раскрывая смысл самостоятельной работы, одни авторы относят ее к методам обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др.); другие рассматривают ее как вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.А. Нильсон, Л.Д. Никандров); третьи как форму организации учебных занятий (Б.П. Есипов, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); четвёртые - средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова); как основа самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков) и т. д.
Различные трактовки этого понятия зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельная».
Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [2, с. 15]. Автор также отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность обучающихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями. Б.П. Есипов особо акцентирует внимание на том, что степень самостоятельности школьников при выполнении различных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий затем усложняется приближаясь к своим высшим проявлениям.
Самостоятельная работа студентов - это многомерное явление, которое можно описать также с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний. Развивающая функция служит цели развития внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная функция формирует устойчивые мотивы к учебной деятельности, развивает волевой компонент, способствует развитию самоорганизации, самоконтроля и целого ряда нравственных качеств. Исследователи единодушны в том, что итогом выполнения различного рода самостоятельных работ является самостоятельность.
Проблему самостоятельности в своих исследованиях рассматривали Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Е.Я. Голант, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская и др.
Особая роль в вопросе изучения самостоятельности учащихся принадлежит К.Д. Ушинскому. Он уделял самое пристальное внимание вопросам самостоятельности своих учеников как качеств личности в их учебно-познавательной деятельности, понимая под самостоятельностью, прежде всего самостоятельное мышление, формирующееся в процессе самостоятельной деятельности. Обращаясь к учителю, он подчеркивал, что следует постоянно помнить о том, что ученику нужно передать не только те или иные знания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые. О необходимости ее развития в процессе обучения К.Д. Ушинский писал: «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания...» [7, с. 500].
В системе развивающего обучения А.В. Петров рассматривает самостоятельность как способность личности сознательно без какой-либо помощи ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность и осуществлять ее [5].
В истории педагогики имели место две концепции самостоятельности в обучении. Представители первой концепции (Ф. Гербарт, Д. Локк) рассматривали обучающегося в качестве пассивного объекта педагогического воздействия, в которого надо было вложить определенную сумму знаний, умений и навыков. При таком подходе вопрос о самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу.
Во второй концепции (Д. Дьюи, Ж.Ж. Руссо) исходным положением было представление о развитии как о саморазвитии и развертывании заложенных природой качеств личности. Центральная идея сторонников этой концепции заключалась в том, чтобы не мешать спонтанному проявлению самостоятельности. Обе концепции имели существенный недостаток - в них отсутствовало целенаправленное формирование самостоятельности у обучаемых в процессе обучения.
В других отечественных концепциях самостоятельность личности соотносится с уровнем развития самостоятельности мышления, который характеризуется способностью принимать обдуманные и взвешенные решения, возможностью прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки поучаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности (по нарастающей сложности) [8].
Итак, можно заключить, что самостоятельность лежит в основе самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельность студентов в процессе обучения необходима, поскольку призвана обеспечить осуществление одного из важнейших принципов педагогики высшей школы - принципа сознательности.
Некоторые исследователи (Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер, Л.М. Пименова и др.) рассматривают активность и самостоятельность обучающихся в динамике - от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю (процессуальную) сторону самостоятельных работ. Однако здесь невольно происходит отождествление понятий самостоятельной деятельности и самостоятельной работы. В действительности же самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности.
По мнению С.А. Гашенко, самостоятельность как качество личности развивается и формируется тогда, когда человек вступает в новые отношения с окружающим миром, отстаивая свою индивидуальность. Автор считает, что самостоятельность невозможно рассматривать вне процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности. Для практической реализации идеи творческого саморазвития личности необходимо определить и выделить ведущий принцип, реализация которого осуществляется через ряд принципов самопознания, творческого самоопределения [1, с. 54].
В выше приведенных высказываниях для нашего исследования существенно важным является положительная оценка самостоятельной работы и руководящая роль педагога.
По мнению П.П. Пидкасистого [6], основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов так называемой «генетической клеточки», т. е. конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умением систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.
Для самого студента самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении. Заметим, что содержание и структура учебного материала, являясь важным условием успешности обучения, прямо не определяют процесс и структуру учебной деятельности, как это часто склонны считать некоторые авторы, занимающиеся проблемой самостоятельных работ.
На самом деле, если содержание и структуру учебного материала принять как некую систему, то для того, чтобы эта система функционировала, необходимо найти те ее свойства, которые возникают как продукты качественно своеобразных взаимодействий студента и отображаемых фактов, явлений, событий в системе содержания учебного материала, т. е. выделить компоненты самостоятельной деятельности, как микросистемы учения.
С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы: мотивация, постановка целей или целеполагание, выбор способов выполнения, контроль, критерии оценки и отчетности.
От мотивации и целеполагания зависит выбор способов выполнения самостоятельной работы студентов.
Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Проблема мотивации приобретает особую значимость, поскольку она является одним из важнейших условий успешности или неуспешности учения. Исследования показывают, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная и интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро [4, с. 3].
Мотивы связаны с целеполаганием. Мы согласны с мнением М.В.Матюхиной, что мотивация - продукт учебной деятельности и в свою очередь инициирует продолжение ее или новую деятельность. Как утверждает автор, деятельность - процесс, имеющий начало, этапы, конец и детерминируется целью. Цель - заранее мыслимый результат деятельности, образ, модель будущего продукта, представление о конечном результате деятельности.
Подводя итог сказанному, мы приходим к выводу, что вопросы целеполагания приобретают первостепенное значение в самостоятельной учебной деятельности.
Такой подход к рассмотрению сущности самостоятельной работы позволяет подходить к ней с позиции самостоятельной деятельности обучающегося, которая включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу, т. е. перенос операций. Самостоятельная работа, рассматриваемая как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. В деятельностном определении самостоятельная работа - это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя.
Список литературы
- Гашенко А.С. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 6. - С. 53-55.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М., Учпедгиз, 1961. - 239 с. (С. 15-16)
- Лобанов Ю.И., Ильченко О.А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде // Высшее образование в России. - 2009. - №8. - С. 99-103.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
- Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения / Петров А.В., Петрова О.В., Цулая Л.В. // Наука, культура, образование, 2001. - № 8/9. - С. 150-154
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
- Ушинский К.Д. Воскресные школы / К.Д. Ушинский // Статьи в «Журнале министерства» / К.Д. Ушинский. В 11 т. Т. 2. - М.-Ленинград: Изд. Академии педагогических наук, 1948. - 646 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2000. - 288 с.