Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В философии Платон (427-347 до Р.Х.) занимает особое положение как родоначальник объективного идеализма. В неоплатонизме даже заявляли о «боговдохновенности» некоторых творений Платона и называли его «божественным» [5, Примечание 59, с. 552]. Философ-неоплатоник Олимпиодор Младший отмечал, что «четыре раза в четырех диалогах говорит Платон боговдохновенно. Первый раз – в «Тимее», где он вдохновляется, обуянный богом, и словно произносит речь творца к небесным силам об их устроении, именуя их младшими богами… Второе божественное вдохновение Платона – в «Государстве», где он обуян Музами и представляет Муз, вершащих исход созданного им государства; там он и говорит: «Все, что возникает, неизбежно должно погибнуть». Третье божественное вдохновение Платона – в «Федре», где Сократ в тени платана философствует об Эросе, обуянный нимфами. Четвертое божественное вдохновение Платона – в «Феэтете», где он вдохновляется философией и представляет философа-вождя, то есть умозрителя. Вот для чего стремятся все к платоновской философии» [1, с. 445]. Платон – вершина языческой мудрости, некоторые идеи которого оказались близкими христианству. К примеру, он говорит о существовании единого «беспредпосылочного начала» – Бога, Которого называет богом богов, Спасителем [4, Тимей, 48d] и Демиургом (Творцом) [4, Тимей, 41a]; утверждает бессмертие души, приоритет идеального мира над материальным, необходимость нравственной жизни и справедливого социального устройства [6, с. 18-19]. Важно отметить влияние платонизма на аскетическую практику и созерцательную мистику в христианстве. По мнению В.Н. Лосского, она есть результат прямого синтеза духовных традиций Афин и Иерусалима: «подобный идеал созерцательной жизни по своей форме слишком напоминает, по крайней мере, при своем возникновении, эллинскую мудрость, в особенности же когда созерцание, как состояние наисовершеннейшее, самоцель христианина, противопоставляется деланию» [2, с. 29]. Такое воздействие платонизма было возможно потому, что в самом христианстве имелись предпосылки к этому – история о «созерцательной» Марии и «деятельной» Марфе. Однако языческие источники платоновских «откровений» неизбежно приводят к тому, что в философии Платона появляется множество несовместимых с христианством и даже враждебных ему идей. Многие ереси, особенно первых веков, когда еще не были разработаны основные догматы христианской Церкви, развивались именно под влиянием платоновской философии. Позднее Церковь четко высказала свое мнение, анафематствуя «три подлинные основания платонизма: «1) учение об идеях, 2) творение мира из предвечной материи, 3) предсуществование и переселение душ…» [3, с. 865]. К этому списку следовало бы добавить взгляды Платона на аборты, гомосексуализм, общность жен, которую он хотел ввести в свое идеальное государство. Опасность данных идей состоит в том, что они обосновывают и провоцируют возникновение особой общности людей, противоположной Церкви – антицерковь. Поэтому, хотя Климент Александрийский и называет философа «христианином до Христа», Православная Церковь во время Великого Поста призывает ап. Петра витийствовать, а Платона умолчать.