Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Закон об образовании определяет образование как единство воспитания и обучения, приобретение ценностных установок и компетенций, а воспитание трактуется как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных ценностей [6].

Вызовы компетентностной ориентации направлены на комплексную подготовку обучающихся к самостоятельной деятельности в профессиональной сфере медицины. Совмещение модуляризации и компетентностного подхода позволяет эффективно реструктурировать образовательную среду в условиях ФГОС ВО, способствуя развитию социализации выпускников программы специалитета и овладению ими следующими общекультурными компетенциями (ОК) [5]: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5); готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

Психологические и педагогические исследования (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.Я. Ляудис) [7] доказали необходимость совместной личностно-ориентированной деятельности преподавателей и обучающихся как в ситуациях учебного характера, так и в ситуациях специального обучения сотрудничеству. Исходя из этого, важным фактором профессионального самовоспитания будущих медиков в условиях поликультурного общества призвана стать активизация внеучебной иноязычной деятельности на основе диалогической стратегии. Диалог в социокультурной концепции диалогических отношений М.М. Бахтина [2] трактуется как ориентация партнеров на конкретный социокультурный контекст, а у Н.М. Борытько [4] рассматривается как пространство самоопределения личности в условиях множественности культур и как способ организации воспитательной деятельности. Структура диалогового клуба на иностранном языке позволяет конструировать межличностное диалогическое общение обучающихся в ситуациях, максимально приближенных к реальным ситуациям и преодолеть трудности социализации.

При этом центрирование на обучающихся, по мнению К. Бальдау-Бергманн, вносит следующие изменения в образовательные стратегии [1]:

  • содействует процессам самооценки;
  • казывает сопровождение и консультирование будущих специалистов;
  • развивает научные исследования;
  • стимулирует собственную проблематику обучающихся.

Воспитание тесно связано с содержанием образования, общественными, культурно-национальными, региональными запросами и образовательными потребностями [3]. Для обеспечения единства социокультурного пространства вуза была проведена модуляризация содержательной структуры заседаний диалогового клуба для обучающихся ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России с учетом специфических компонентов социальной адаптации.

Организация воспитательного процесса в вузе на основе модульного и компетентностного подхода позволяет управлять процессом социализации будущих медиков. Исследования по развитию личностной компетентности [3] также показали, что способность к самореализации и креативность (ОК-5) связана с личностной компетенцией принятия решений и уверенностью в себе; а способность работать в команде и умение действовать в чужой культурной среде (ОК-8), коррелирует с личностной компетенцией самоменеджмента – способности и открытости к опыту и инициативам.

Модуляризация внеучебной иноязычной деятельности на основе компетентностного подхода.

Модуль

Компонент социальной адаптации

Компетенции

Содержание

Модуль 1

Социально-психологический

ОК-5

ОК-8

Вводно-организационное заседание.

Модуль 2

Познавательный

ОК-5

ОК-8

Социокультурное пространство Владивостока.

Актуальные проблемы медицины.

Фестивали науки и искусств.

Модуль 3

Ценностно-мотивационный

ОК-5

ОК-8

Развитие личностной мотивации.

Система социализирующих мероприятий по внеучебной иноязычной деятельности может оказать существенное влияние на все компоненты социальной адаптации:

  • Социально-психологическая адаптации отражает успешность вхождения в образовательную и воспитательную среду вуза, усвоение новых норм и ценностей, установление эффективных межличностных отношений, приобретение нового социального статуса;
  • познавательная адаптация характеризует формирование у обучаемых способности и готовности к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию, творческому и научному поиску;
  • ценностно-мотивационная адаптация включает формирование положительных профессиональных и нравственных мотивов к будущей деятельности.