Закон об образовании определяет образование как единство воспитания и обучения, приобретение ценностных установок и компетенций, а воспитание трактуется как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных ценностей [6].
Вызовы компетентностной ориентации направлены на комплексную подготовку обучающихся к самостоятельной деятельности в профессиональной сфере медицины. Совмещение модуляризации и компетентностного подхода позволяет эффективно реструктурировать образовательную среду в условиях ФГОС ВО, способствуя развитию социализации выпускников программы специалитета и овладению ими следующими общекультурными компетенциями (ОК) [5]: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5); готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
Психологические и педагогические исследования (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.Я. Ляудис) [7] доказали необходимость совместной личностно-ориентированной деятельности преподавателей и обучающихся как в ситуациях учебного характера, так и в ситуациях специального обучения сотрудничеству. Исходя из этого, важным фактором профессионального самовоспитания будущих медиков в условиях поликультурного общества призвана стать активизация внеучебной иноязычной деятельности на основе диалогической стратегии. Диалог в социокультурной концепции диалогических отношений М.М. Бахтина [2] трактуется как ориентация партнеров на конкретный социокультурный контекст, а у Н.М. Борытько [4] рассматривается как пространство самоопределения личности в условиях множественности культур и как способ организации воспитательной деятельности. Структура диалогового клуба на иностранном языке позволяет конструировать межличностное диалогическое общение обучающихся в ситуациях, максимально приближенных к реальным ситуациям и преодолеть трудности социализации.
При этом центрирование на обучающихся, по мнению К. Бальдау-Бергманн, вносит следующие изменения в образовательные стратегии [1]:
- содействует процессам самооценки;
- казывает сопровождение и консультирование будущих специалистов;
- развивает научные исследования;
- стимулирует собственную проблематику обучающихся.
Воспитание тесно связано с содержанием образования, общественными, культурно-национальными, региональными запросами и образовательными потребностями [3]. Для обеспечения единства социокультурного пространства вуза была проведена модуляризация содержательной структуры заседаний диалогового клуба для обучающихся ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России с учетом специфических компонентов социальной адаптации.
Организация воспитательного процесса в вузе на основе модульного и компетентностного подхода позволяет управлять процессом социализации будущих медиков. Исследования по развитию личностной компетентности [3] также показали, что способность к самореализации и креативность (ОК-5) связана с личностной компетенцией принятия решений и уверенностью в себе; а способность работать в команде и умение действовать в чужой культурной среде (ОК-8), коррелирует с личностной компетенцией самоменеджмента – способности и открытости к опыту и инициативам.
Модуляризация внеучебной иноязычной деятельности на основе компетентностного подхода.
Модуль |
Компонент социальной адаптации |
Компетенции |
Содержание |
Модуль 1 |
Социально-психологический |
ОК-5 ОК-8 |
Вводно-организационное заседание. |
Модуль 2 |
Познавательный |
ОК-5 ОК-8 |
Социокультурное пространство Владивостока. Актуальные проблемы медицины. Фестивали науки и искусств. |
Модуль 3 |
Ценностно-мотивационный |
ОК-5 ОК-8 |
Развитие личностной мотивации. |
Система социализирующих мероприятий по внеучебной иноязычной деятельности может оказать существенное влияние на все компоненты социальной адаптации:
- Социально-психологическая адаптации отражает успешность вхождения в образовательную и воспитательную среду вуза, усвоение новых норм и ценностей, установление эффективных межличностных отношений, приобретение нового социального статуса;
- познавательная адаптация характеризует формирование у обучаемых способности и готовности к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию, творческому и научному поиску;
- ценностно-мотивационная адаптация включает формирование положительных профессиональных и нравственных мотивов к будущей деятельности.