Актуальность данного исследования связана с тем, что до сих пор не выяснено - каким образом человек может определять и чувствовать временные промежутки. Вероятно, регуляция соответствия метрического и субъективного времени закодирована в геноме.
Общеизвестно, что в термодинамических открытых системах, к которым относятся биосистемы, соблюдение законов сохранения энергии и импульса требует саморегуляции, а значит, постоянной траты энергетических ресурсов для оценки поступающей информации. В живом организме сформированы гомеостазис, который является динамическим (аллостаз) и гомеостатические константы, активирующиеся при отклонении параметров, что является специфическими чертами, отличающими биосистемы от косных. Таким образом, при оценке времени по закону обратной связи в нервной системе непрерывно идет подстройка, то есть формируется постоянный поток возбуждения к уставной точке от внутренней среды организма (нейро-гормональная регуляция) и окружающей среды, стимулы которой влияют на ощущение длительности временного промежутка. Можно показать уставную точку определения временного промежутка как интегральную совокупность оптимальных диапазонов параметров, характеризующих эндогенные временные процессы (Чернышева, 2005). Оценка психологического времени тесно связана с работой этого нервного центра, что подтверждается прямой корреляцией изменения биологического и психологического времен. Остаются мало изученными вопросы местоположения уставной точки и специфики работы центральной нервной системы при оценке временного интервала.
Целью данного исследования было изучение фронтальных и сагиттальных корково-подкорковых взаимодействий, которые выявились в результате тестирования «Ассоциативной индивидуальной минуты». Испытуемыми были соматически и психически здоровые шесть человек, средний возраст 36,7 ± 4,9 лет.
Испытуемому предлагалось ассоциативно (не считая про себя или вслух) определить: когда пройдет одна минута. Исследователь смотрел на секундную стрелку часов и отмечал: сколько на самом деле прошло метрического времени. Тестирование проводилось дважды. В фоне и после психоэмоциональной нагрузки. Электроэнцефалограмма снималась дважды при открытых глазах: первый раз в фоне в состоянии покоя, и при проведении теста «Ассоциативная индивидуальная минута».
Ассоциативный тест на определение субъективного времени показал, что его средний показатель у всех исследуемых составил 56,0 ± 1,6 секунды. Это является нормальным показателем, демонстрирующим адекватную работу адаптационным механизмов. При исследовании электроэнцефалограммы у всей выборки обнаружено резкое увеличение фронтальных и сагиттальных связей при прохождении теста «Ассоциативная индивидуальная минута» по сравнению с фоном. Количество лобно-затылочных связей в фоне справа было 87,03 ± 0,001 контактов, слева 78,02 ± 0,001 контактов. При проведении теста на определение индивидуального времени выявлено достоверное отличие: справа 113,01 ± 0,001 контактов, слева 94,02 ± 0,001 контакта.
Количество межполушарных связей в фоне было: между лобными отведениями 34,02 ± 0,001 контактов, между теменными отведениями – 48,01 ± 0,001 контактов, между затылочными отведениями – 12,03 ± 0,001 контактов. Во время проведения тестирования выявлено достоверное отличие: между лобными отведениями 66,01 ± 0,001 контактов, между теменными отведениями – 63,02 ± 0,001 контактов, между затылочными отведениями – 58,02 ± 0,001 контактов.
На момент проведения тестирования все добровольцы находились в оптимальном функциональном состоянии, были мотивированы к проведению исследования. Тест на определение субъективного времени был одним из предложенных тестов, внимание на нем не фиксировалось, поэтому, несмотря на малочисленность выборки, полученные результаты можно считать объективными, несомненно, требующими дальнейшего исследования.
При повышении процессов возбуждения более активируется правое полушарие (Николаева, 2005) – наши данные еще раз подтверждают это. Но с чем связано такое резкое усиление пространственного взаимодействия при исполнении этого теста пока не ясно. Результаты ритмов ЭЭГ в момент проведения других тестов (опросники, тест Бурдона, тест на скорость арифметического счета) не дали такого достоверного «взрыва» корково-подкорковой активности.
Таким образом, полученные данные требуют дальнейшего исследования.