Внедрение альтернативного подвижного состава с гибридными силовыми установками – одно из самых перспективных направлений увеличения эффективности транспорта в целом. Для серийных автобусов, таких как The GILLIG Hybrid Low Floor или MAN Lion’s City Hybrid, изменения в структуре себестоимости услуг приводят к выравниванию долей основных статей расходов, т.е. затраты на горючие и смазочные материалы становятся сопоставимыми с затратами на амортизацию. Для перспективных автобусов, таких как ЛиАЗ-5292Х или условного автобуса ООО «Комбарко-инжиниринг», статья расходов горючих и смазочных материалов имеет значительно больший вес, чем статья расходов на амортизационные отчисления [1]. Для подтверждения этого тезиса представим, что стоимость топлива изменится и будет составлять 40 руб./л для дизельного топлива и 50 руб./л для бензина.
В США основные производители гибридной техники успели сменить два поколения серийных моделей автобусов. При этом весь состав установки разработан и производится на территории США. Активно такие технологии внедряются и в Европе. Правительство Китая приняло решение о тотальном обновлении подвижного состава городских автобусов по всей стране, для того чтобы к середине 21-го века полностью перейти на гибридные технологии.
Проведенный сравнительный анализ позволил сделать следующие выводы:
- эксплуатация гибридных транспортных средств в составе автопарка действительно выгодна компании и позволит сократить стоимость пассажиро-километра на 30-70 % в зависимости от использованного типа автобуса;
- экономический эффект от внедрения наиболее перспективного подвижного состава может составить от 8,11 руб. на пассажиро-километр до 9,29 руб.;
- структура себестоимости пассажиро-километра изменится: все большее значение будут иметь стоимость обслуживания и расходы на горючие и смазочные материалы.