Овариальный рак может прогрессировать различными способами, распространение с помощью афферентных лимфатических сосудов является важным шагом в его метастазировании и неблагоприятным прогностическим фактором. Фактор роста эндотелия сосудов (VEGF) и его рецепторы являются основными активаторами неоангиогенеза.
Цель исследования: выяснение роли VEGF-C, в сравнительном аспекте с VEGF-А, в прогрессии рака яичников.
Материалы и методы. Исследовали образцы тканей от 76 больных эпителиальным раком яичников (серозная цистаденокарцинома: T1N0M0; T2N0M0; T3NxM0; T4Nx-1M0), 47 больных цистаденомой. Гистологический контроль осуществлялся во всех случаях. Возраст больных при злокачественных новообразованиях – 51,5 ± 1,7 лет, при доброкачественных опухолях – 48,8 ± 2,7 лет. В качестве условно интактной ткани использовали яичники, удалённые во время оперативного вмешательства по поводу миомы матки (n = 20). Возраст больных миомой матки составлял 52,3 ± 1,9 лет. Методом ИФА со стандартными тест-наборами определяли уровень ростовых факторов – VEGF-А и его рецептора sVEGF-R1, VEGF-С и его рецептора sVEGF-R3.
Результаты. Установлено, что по VEGF-А в цистаденомах не было достоверных различий с условно интактными яичниками (275,4 ± 28,3 против 225,7 ± 24,6), а в ткани цистаденокарциномы его уровень был выше на порядок на всех стадиях её развития (T1N0M0 – в 21,8 раза; T2N0M0 – в 41,3 раза; T3NxM0 – в 33,7 раза; T4Nx-1M0 – в 24,6 раза). Рецептор sVEGF-R1, относительно условно интактной ткани яичника (25,1 ± 2,1), был снижен в цистаденоме в 1,4 раза, контрлатеральном яичнике при T1N0M0 в 2 раза и поражённом яичнике при T4Nx-1M0 – в 2,3 раза. Уровень VEGF-С достоверно повышался в тканях всех новообразований, однако на всех стадиях цистаденокарциномы он был достоверно выше, чем в ткани цистаденомы, в среднем в 1,3 раза. В контрлатеральном (непоражённом) яичнике при T1N0M0 его повышение оказалось на промежуточном уровне, достоверно отличаясь от всех остальных тканей. Растворимый рецептор sVEGF-R3 был достоверно повышен на поздних стадиях рака яичников – T3NxM0 и T4Nx-1M0 в 1,4 и в 1,6 раза, понижен только в контрлатеральном яичнике при T1N0M0 в 1,6 раза, в остальных тканях не отличался от условно интактных.
Заключение. Полученные нами результаты изучения VEGF-C и VEGFR-3 в ткани рака яичников на различных стадиях его развития не позволили выявить возможность их использования для определения распространённости процесса. Вместе с тем, очевидно, что уровень VEGF-C значительно повышен в ткани рака, относительно ткани условно интактных яичников, что свидетельствует об активно протекающем процессе построения лимфатических сосудов, начиная с ранних стадий. В этой связи обращают на себя внимание два момента. Во-первых, обнаружено увеличение содержания VEGF-C в ткани доброкачественных опухолей яичников, сравнимое со значениями в ткани рака яичников. Во-вторых, получены достоверные данные об увеличении, относительно ткани интактных яичников, уровня VEGF-C в контралатеральном, не пораженном опухолью яичнике.
Таким образом, результаты свидетельствуют о высокой активности образования лимфатических сосудов в доброкачественных опухолях и на всех стадиях развития злокачественных. Наши результаты доказывают прогрессивное нарастание уровня ангиогенной активности ткани рака яичников в процессе развития опухоли, обусловленное повышенной экспрессией VEGF-А, его растворимого рецептора и соотношения VEGF-А/sVEGF-R1 и согласуются с исследованиями, показавшими повышенную экспрессию VEGF в серозном раке яичников. Достоверное увеличение уровня VEGF-C в контралатеральном, не пораженном опухолью, яичнике, относительно ткани интактных яичников, даёт возможность рассматривать VEGF-C, наряду с VEGF-А, в качестве патогенетического фактора развития новообразований яичников.