Современная социокультурная ситуация в России характеризуется позитивными изменениями в вопросах защиты и охраны детства, в том числе пристальным вниманием специалистов к проблемам снижения показателей здоровья и социальной защищенности детей. В контексте совершенствования практики дошкольного воспитания особого внимания требуют дети с нарушениями слуха. Подобные нарушения в раннем и дошкольном возрасте могут оказывать сильное влияние на последующее развитие ребенка, выражаясь в своеобразии формирования его речи и других психических процессов, в том числе и эмоциональной сферы. Вместе с тем, по мнению специалистов, эмоции позволяют ребенку передавать информацию о своем психическом, физическом состоянии и ориентироваться в состоянии других людей, закрепляют успешный опыт взаимодействия с окружающей действительностью, участвуют в определении смысла и степени важности социальных явлений (Т.Г. Гадельшина, О.О. Гонина, Е.А. Дидык, И.Н. Розова, Т.Ю. Сироткина, Н.В. Черепкова и др.).
Целью нашего исследования, проведенного на базе Пермского МАДОУ «Детский сад № 396», стало изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями слуха, перенесшими операцию кохлеарной имплантации (основная группа). В контрольную выборку вошли дети группы «норма». Были применены методики: «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), анкеты для выявления уровня тревожности у детей для родителей и воспитателей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко; А.И. Захаров), комплекс эмоционально-развивающих игр (М. Жиличкина, Т. Суханова). Качественный анализ результатов диагностики по первой методике показал, что сложнее всего детям обеих групп было работать с эмоциями «гнева», «зависти» и «отвращения» – все три пиктограммы названы «сердитыми». Методика «Несуществующее животное» наибольшие трудности вызвала у дошкольников с кохлеарными имплантами (отказ рисовать несуществующее животное или животное вообще, медленный темп работы и пр.). Далее с помощью коэффициента корреляции Спирмена было установлено, что чем лучше дети с кохлеарными имплантами опознают и вербализуют эмоциональные состояния различных модальностей, т.е. идентифицируют их, тем более развитой является структура эмоциональных представлений дошкольников, включая способность к обозначению причин возникновения ряда базовых и социальных эмоций. Выявленная взаимосвязь восприятия и выражения эмоций может указывать и на сохраняющееся после операции использование детьми данной категории мимикожестовой речи в качестве привычного способа взаимодействия с окружающими. В свою очередь, дети группы «норма» способны правильно соотнести экспрессивные признаки (выражение) различных эмоций с их ситуационным значением (содержанием), а также выделить импрессивные признаки (переживание) эмоциональных состояний и пояснить причинно-следственные связи возникновения тех или иных эмоций. Можно сделать вывод о том, что обе выборки обладают сформированной целостной системой знаний о базовых и некоторых социальных эмоциях человека. Интересным показался тот факт, что диагностированный нами уровень детской тревожности (выше в контрольной группе) оказался противоположным тому, который обозначили в анкетах родители и воспитатели (выше в основной группе). Возможно, это следствие определенной установки значимых взрослых на естественность повышенной тревожности у детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации.
Результаты нашего исследования и сформированный диагностический комплекс, включающий в себя коррекционный компонент в виде эмоционально-развивающих игр, могут быть полезны специалистам в области медицины, клинической и специальной психологии.