В настоящее время происходящие глобальные экономические изменения и кардинальные социальные преобразования в нашей стране определяют необходимость модернизации казахстанского образования. Очевидно, что дальнейшее развитие образования невозможно без укрепления его фундаментальности, системной характеристикой которого является направленность обучения на постижение и использование глубинных сущностных, системообразующих оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира.
Общеобразовательные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования, учебными планами и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования. Стандарт устанавливает требования к:
1) содержанию общего среднего образования;
2) максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
3) уровню подготовки обучающихся.
А так же, стандарт определяет цели, общие нормы и требования к базовому содержанию, ожидаемые результаты по образовательным областям, отражает интересы личности, общества и государства. Исходя из требования к содержанию общего среднего образования, цель общего среднего образования – обеспечение духовно-нравственного и интеллектуального развития личности обучающегося, его профессионального самоопределения, подготовки к продолжению обучения на последующих уровнях образования путем реализации программы профильного обучения. Содержание общего среднего образования включает пять образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Физическая культура».
В образовательную область «Математика и информатика» входит предмет «Математика». Содержание предметов образовательной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
1) систематизацию и обобщение знаний, полученных по математике на предыдущих уровнях образования;
2) преемственность с содержанием обучения на последующих уровнях образования и подготовку к продолжению обучения на уровне высшего образования;
3) развитие логического и диалектического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
4) воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
5) понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
6) практическое применение знаний и закономерностей по предметам образовательной области «Математика и информатика» как средства организации продуктивной деятельности человека и развития его культуры;
7) реализацию индивидуальных способностей, возможностей, потребностей и интересов обучающегося;
8) овладение обучающимися практически значимыми математическими умениями и навыками, способностями их применения;
9) усиление прикладной и практической направленности предметов;
10) реализация двух основных функций обучения предмету: собственно математического образования и образования с помощью математики;
11) развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и выполнения проектных исследований.
Анализируя проблемы и перспективы развития общего образования, отраженных в работах казахстанских, российских и ряда зарубежных ученых, можно обратить внимание на необходимость перехода от обучения предметно-ориентированного к обучению ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления и общеучебных умений.
В сложившейся ситуации на первый план выступает задача изучения и нового осмысления профессиональной деятельности учителя, его активное участие в реализации основополагающих принципов демократизации школы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личности и дифференциации с учетом типичных индивидуальных различий учащихся.
В центре современного образовательного процесса находится обучающийся – активный субъект, приобретающий образование в форме «Личностного знания», формирующий собственный интеллект, обладающий потребностью в саморазвитии. Создание разнообразных возможностей для приобретения человеком подлинно фундаментальных, значимых знаний и формирования готовности применить эти знания в своей деятельности является одной из главных задач современной системы образования Казахстана.
Триединой задачей современного образования является: обучение, воспитание и развитие. Учитель в своей профессиональной деятельности выступает гарантом осуществления неразрывности этих процессов, гармонического их сочетания и призван обеспечить эффективность образовательного процесса.
Таким образом, кардинальные изменения, преобразования, происходящие в современном обществе, требуют соответствующих изменений во всех сферах, в том числе и в образовании. Это обуславливает повышение требований к качеству подготовки учащихся в общеобразовательной школе и соответственно к качеству образования в педвузах. Однако только насыщение новым содержанием процесса подготовки студентов, увеличение объема знаний, сообщаемых студентам, в принципе не способны решить задачу подъема качества подготовки учителей на уровень современных требований. Пути решения этой проблемы, по-видимому, лежат в усилении фундаментальности подготовки будущих учителей, одним из компонентов которой должна стать логическая подготовка, позволяющая критически анализировать предметы и явления окружающей действительности, быть убедительным в высказываниях, рассуждениях, уметь отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Бытовавшее мнение об интуитивной ясности логических конструкций, однозначном понимании их всеми людьми и возможности стихийного их формирования не вполне соответствует действительности. Практика показывает, что формирование логических умений в ходе обучения основному содержанию того или иного предмета происходит недостаточно эффективно.
В исследованиях современных психологов (П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина и другие) убедительно показано, что общие приемы интеллектуальной деятельности должны выступать в процессе обучения как предмет специального усвоения и формирования. Более того, возрастание роли науки в процессе обучения, предъявляют новые, более высокие требования к подготовке выпускников общеобразовательных школ, к уровню их логического мышления.
Современные ученые И.Я. Лернер, И.Л. Никольская. Н.П. Партиев, Н.А. Подгорецкая. Н.Ф. Талызина, А.А. Столяр и другие теоретически и экспериментально доказали, что школа еще не обеспечивает выпускникам необходимый уровень логической грамотности. Невнимание к данной важной стороне обучения приводит к тому, что у выпускников общеобразовательной школы оказывается весьма низко развито логическое мышление, а это влечет за собой отрицательные последствия в их дальнейшей судьбе. Проблема остается актуальной и во взрослой жизни, поэтому начинать развитие логического мышления учащихся необходимо с первых лет обучения ребенка в школе, т.к. именно начальные знания, установка, данная в начале наиболее устойчивая, является фундаментом, на котором строятся дальнейшие более сложные теоретические рассуждения. От правильности и точности этих понятий в значительной степени зависит успех дальнейшего обучения.
Не случайно исследование проводилось на материале математических дисциплин, т.к. в нем логические формы и отношения выражены в наиболее отчетливой форме, в то же время такая специфическая область знаний, как математика, требует от изучающих ее достаточно развитого логического мышления. Поиску путей развития логического мышления в процессе обучения математике посвящены исследования, проводимые большой группой ученых, среди которых Т.А. Кондрашенкова, И.Л. Никольская, Г.И. Подгайнев, А.А. Столяр и другие.
Таким образом, анализ современного содержания обучения в школах республики показывает необходимость наличия у учителей прочных навыков логического мышления и умения формировать их у своих учеников.
Между тем, изучение (анкетирование, беседы с учителями, наблюдение уроков, их анализ и самоанализ) и анализ практики работы учителей (в первую очередь молодых специалистов) свидетельствует о несоответствии между нормативными требованиями к логической подготовке будущих учителей и реальным уровнем ее осуществлении. Учителя в основном либо подтверждают свою недостаточную готовность, либо говорят о том, что испытывают существенные затруднения при осуществлении развития логического мышления у школьников.
Итак, можно констатировать противоречие между потребностью современной системы образования в специалистах, готовых к развитию логического мышления школьников, и несоответствием уровня подготовки будущих учителей в процессе обучения в вузе.
Следует отметить, что исследуемая проблема все еще недостаточно отражена в психолого-педагогической литературе: в изученных нами работах слабо разработаны условия и система формирования готовности к данной деятельности, хотя поиск действенных, эффективных условий и способов формирования готовности к развитию логического мышления детей, адекватно отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является актуальным для теории и практики высшей педагогической школы.
Таким образом, мы можем констатировать существование еще одного противоречия, имеющего место в теории и методике профессионального образования – между недостаточной теоретической разработанностью проблемы и необходимостью теоретического обоснования подходов к формированию готовности будущего учителя к развитию логического мышления школьников.
Логическая подготовка составляет необходимое и важное звено профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений. Она неразрывно связана с психолого-педагогической, методической и специальной подготовкой.
Особенности логической подготовки будущих учителей являются: органическая взаимосвязь логической подготовки с другими направлениями профессионально-педагогической подготовки студентов, ее интегральный характер; двухсторонний характер реализации процесса логической подготовки; учет особенностей развития младших школьников.
С учетом данных показателей выделяются три уровня развития интереса обучаемых к рассматриваемому виду деятельности.
Высокий уровень предполагает ясное осознание объекта и содержания деятельности по развитию логического мышления учащихся, постоянное и активное участие в процессе логической подготовки, удовлетворенность результатами деятельности.
Средний уровень определяется осознанием объекта и содержания деятельности по развитию логического мышления детей, регулярной деятельностью обучаемых в процессе логической подготовки, частичной удовлетворенностью результатами деятельности.
Низкий уровень характеризуется неосознанным влечением к данному виду деятельности, нерегулярным участием в процессе логической подготовки, неудовлетворенностью результатами своей деятельности данного плана.
Определение уровня развития внимания, памяти, речи будущих учителей в процессе логической подготовки представляет собой сложную проблему, которая успешно решается современной психологией.
Итак, для определения эффективности процесса подготовленности будущих учителей к развитию логического мышления школьников мы избрали следующие критерии: уровень теоретической готовности, включающий характеристику знаний; уровень практической готовности – сформированности умений, навыков, необходимых для осуществления деятельности данного вида; уровень психологической готовности – характеристика мотивов деятельности обучаемых в процессе подготовки, мышления, интереса к данному виду деятельности.
В заключение отметим, что воспитание культуры мышления должно проводиться повседневно. Попытки сосредоточить это воспитание на каком-то отрезке времени, вынести его в особую тему учебной программы не принесут нужных результатов. В истории советской школы был период (1947–1956 гг.), когда в школе, в 10-ом классе изучался специальный предмет «Логика». Но опыт показал, что кратковременный курс логика, тем более в конце школьного обучения, не решает проблемы формирования логического мышления.