Преподавание курсов внутренних и профессиональных болезней в медицинском вузе является весьма сложной педагогической задачей. Образно терапию называют царицей медицины, поскольку знание этого направления клинической медицины необходимо врачам всех специальностей. Между тем, преподаватели медицинских вузов с сожалением отмечают, что в настоящее время прослеживается тенденция к снижению уровня качества образования, когда навыки работы «у постели больного» и клинического мышления подменяются работой в симуляционных классах и тестированием. Всё громче звучат голоса о введении дистанционного образования. В результате, у студента медицинского вуза, а затем и молодого специалиста формируется гипоксиллия – дефицит клинических навыков, и, как совершенно справедливо отмечают А.Ф. Черноусов и соавт. [5], врачи не способны грамотно расспросить, обследовать больного и написать историю болезни, ориентируясь, в основном, на данные инструментальных методов исследования. Академик Е.М. Тареев писал: «По книгам и больным, по больным и книгам каждый студент, каждый врач может достичь высот теории и практики». Деятельность учреждений медицинского образования осуществляется в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к профессионализму и компетентности специалистов всех уровней [4], но как справедливо отметил академик РАМН И.Н. Денисов на одном из совещаний с участием ректоров медицинских вузов страны качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. В идеале в подготовке будущего врача участвуют не только преподаватель и студент, но и пациент. Кроме того, на клинических кафедрах в педагогический процесс вовлекается и персонал клинической базы. Нам импонирует мнение Г.Г. Орловой [3], считающей необходимым привлечь внимание к добрым традициям подготовки специалистов в вузе, строящихся на лучших традициях отечественных медицинских школ, на методологии истории медицины, этики и деонтологии, одной из таких традиций было стремление избежать ремесленического подхода и воспитывать медицинские кадры, являющиеся носителями отечественной и мировой культуры. Кстати, воспитательная роль вуза вообще и медицинского в частности, во многом утрачена, что закономерно проявляется в хамстве и бездушии медицинских работников, в селфи-скандалах с пациентами и т.д.
В течение многих лет на нашей кафедре проводилось последовательное обучение внутренним болезням на медико-профилактическом факультете (начиная с курса общего ухода, пропедевтики внутренних болезней, заканчивая внутренними болезнями и сдачей государственного экзамена), кроме того, на кафедре осуществляется преподавание профессиональной патологии студентам всех факультетов. Данная система образования, несомненно, имела свои положительные моменты: за 4-5 лет обучения студентов на кафедре преподаватель узнаёт особенности личности каждого студента, его способности и работоспособность, увлечения и привязанности. Всё это позволяло выработать индивидуальный подход к каждому студенту. «Сквозное» обучение на кафедре позволяло и студентам лучше изучить преподавателей. В период обучения студентов на кафедре превалируют классические методики и источники знаний – работа со студентами непосредственно «у постели больного», поскольку мы убеждены, что полноценное освоение практических навыков и умений работы с больными возможно только при непосредственном контакте студент-больной, проводятся клинические разборы, курация больных с написанием учебной истории болезни, используется сочетание традиционных и новых источников получения знаний: учебники, учебные пособия, лекционный курс, поиск информации в интернете, тестирование, активные формы обучения – деловые игры, студенческий научный кружок и научные конференции. Интерактивные методы обучения и образовательные технологии направлены, прежде всего, на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности [1], однако, мы считаем, что на клинических кафедрах интерактивные методы обучения и самостоятельная работа студентов играют вспомогательную роль, отступая перед личностью и опытом преподавателя-клинициста. Неотъемлемой частью обучения на клинической кафедре мы считаем деонтологическое воспитание. В то же время до последнего времени при обучении студентов соблюдалась преемственность и последовательность в образовании. В результате чего студенты на переводном экзамене по пропедевтике внутренних болезней и государственном экзамене по внутренним болезням демонстрировали прочные знания, получали достаточно высокие оценки, что отмечали члены Государственной экзаменационной комиссии. С 2011 года в медицинских вузах страны преподавание идет по обновленной программе. В результате реорганизации медицинского образования примерно на треть сократилось количество учебных часов выделяемых на медико-профилактическом факультете на преподавание пропедевтики внутренних болезней, на внутренние болезни (примерно на 50 %), профессиональных болезней на четверть, зато увеличились часы на преподавание общего ухода, на практику по общему уходу с введением дополнительно к обычной ещё и учебной практики. Исчезла и преемственность, и последовательность образования. Так, на стоматологическом факультете преподавание внутренних болезней начинается с 3 курса, тогда как преподавание фармакологии и патофизиологии только начинается на 3 курсе, а преподавание внутренних болезней подразумевает знание и патофизиологии, и фармакологии. За короткое время общения студента и преподавателя не возникает столь прочное единение, способствующее улучшению качества преподавания. Обучение профессиональной патологии на педиатрическом факультете также происходит с нарушениями законов преемственности, ибо преподавание профпатологии подразумевает знание внутренних болезней, патофизиологии, фармакологии, неврологии и отоларингологии, изучение которых проходит значительно позже. Несмотря на все эти очевидные негативные факты, – система здравоохранения в стране продолжает существовать и обеспечивать население самими необходимыми видами медицинской помощи, а не набором медицинских услуг(!). Что же ее поддерживает и обеспечивает? Отечественные традиции профессиональной подготовки медицинских кадров и уникальные научные школы [3]. Тем не менее, бездумно внедряется западный подход в образовании, в котором живое общение с больным заменяется тестированием и симуляционным обучением. Может быть именно поэтому по мнению преподавателей вузов практика показывает, что одним из недостатков выпускников отечественных медицинских вузов является то, что они слабы как диагносты и легко теряются в более-менее нестандартной клинической ситуации. С другой стороны, нередко выпускники из-за неспособности к всесторонней оценке конкретной клинической ситуации переоценивают свои профессиональные возможности, берутся решать непосильные им задачи [4]. Наша страна при подписании Болонской декларации приняла на себя определённые обязательства по реформированию высшей школы. Но это отнюдь не означает, что мы должны отказаться от отечественного опыта подготовки медицинских кадров. Образование должно включать всё лучшее, что есть на данный момент в мире, не отвергая при этом классические подходы и принципы обучения, прошедшие проверку временем. Бесконечные реформы высшего медицинского образования вносят хаос и разлад в одну из лучших систем обучения и в конечном итоге ухудшают качество образовательного процесса, что мы наблюдаем сейчас на практике, а через некоторое время это проявится снижением качества оказания медицинской помощи в практическом здравоохранении. Таким образом, целесообразность продолжения подобных явно неудачных реформ требует широкого обсуждения профессорско-преподавательским составом клинических кафедр вузов и коррекции.