Незапланированная беременность во всем мире до сих пор не потеряла своей актуальности. Аборты и их осложнения остаются серьезной проблемой современности [1, 2, 7, 18].
Преимущества контрацепции перед абортом неоспоримы [15, 33]. Основными задачами оптимизации репродуктивного поведения в современных условиях является просвещение в вопросах контрацепции [13, 35, 36].
Выполнение аборта с использованием токсических доз фармакологических веществ, а также использование для аборта средств экстренной контрацепции – таких как Постинор, Эскапел, представляет угрозу не только здоровью, но и жизни женщины [13].
Регуляция рождаемости с помощью контрацепции является важным моментом в сохранении здоровья матери и ребенка, а также в снижении материнской, младенческой заболеваемости и смертности [5, 17].
Сегодня женщины стали намного требовательней своих предшественниц к подходу в выборе метода контрацепции. Любое неудобство или побочное действие метода становится поводом для отказа от его использования, замены на другой метод, зачастую менее эффективный, но по каким-то параметрам более приемлемый или безопасный [32].
Одним из наиболее распространенных методов контрацепции являются внутриматочные контрацептивы (ВМК), во всем мире ими пользуются десятки миллионов женщин нашей планеты [17].
Внутриматочная контрацепция по частоте использования занимает второе место в мире среди всех современных методов предохранения от беременности. По данным ряда авторов этот метод используют 60-150 млн женщин во всем мире [38].
Как показали исследования Додхоева М.Ф., внутриматочная контрацепция является наиболее распространенным методом планирования семьи среди женщин позднего репродуктивного возраста – 35 лет и выше (44,0 %) с паритетом – 4 и более родов (62,0 %) [4].
По данным Пичугина А.П. и соавт. [28], внутриматочные средства с целью предупреждения беременности использовали в последние годы 19 % российских женщин фертильного возраста. Внутриматочные контрацептивы полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к противозачаточным средствам. Беременность наступает у большинства женщин в ближайшие месяцы после прекращения использования ВМС [28].
Прилепская В.Н. и соавт. [29] установили, что стандартная вероятность наступления беременности после прекращения использования ВМК составляет 96 % .
Даже, если непланируемое зачатие наступило при нахождении ВМС в матке, то обычно нет и отрицательного влияния ни на беременность, ни на роды [17].
Внутриматочные контрацептивы требует минимального контроля со стороны пациентки, в отличие от таблетированных форм гормональных контрацептивов или подкожных имплантатов. Они отличаются относительно низкой стоимостью, простотой установки [43].
По результатам различных наблюдений длительность использования внутриматочных контрацептивов не оказывает влияния на вероятность зачатия [29].
Как отмечает Прилепская В.Н. и соавт. после удаления ВМК, роды через естественные родовые пути были у 85 %, родоразрешение путем операции кесарева сечения – у 15 % женщин [29].
При оценке лабораторных данных у беременных, использовавших внутриматочную систему Мирена, отмечено различие показателей уровня гемоглобина (р < 0,05). У женщин после ЛНГ – ВМС беременность наступила на фоне полноценного содержания железа в крови и отсутствия анемии, что положительно сказалось на течении гестационного процесса [7].
Механизм контрацептивного действия ВМК основан, на изменении вязкости и химических свойств цервикальной слизи, нарушении функции сперматозоидов, в т.ч. их подвижности, изменении структуры эндометрия [23, 41].
В Мирене за счет гестагена изменяются свойства цервикальной слизи, что затрудняет продвижение некоторых микроорганизмов в полость матки и маточные трубы. При этом снижается риск развития воспалительных заболеваний органов малого таза [31].
Однако Мухамедшина В.Р. и соавт. [10] приводят другие данные относительно роли внутриматочной контрацепции в генезе воспалений. Авторы считают, что воспалительные заболевания органов малого таза до настоящего времени занимают одно из первых мест в структуре гинекологической заболеваемости. Отмечаются рецидивы и переход в хроническую стадию, а также нарушения менструальной и репродуктивной функции женщины [16].
В настоящее время возросло внимание к роли внутриматочных контрацептивов в риске возникновения абсцедирующих заболеваний придатков матки [42].
Увеличивается число женщин с осложненными формами воспалительных заболеваний придатков матки [34], высокая частота разнообразных внутрибрюшинных и экстраабдоминальных гнойно-септических осложнений. У данных пациенток течение заболевания отличается особой тяжестью, быстрым развитием пельвиоперитонита и/или диффузного перитонита и ранним формированием свищей [9].
Имеются данные, что в области соприкосновения контрацептива с эндометрием отмечается увеличение проницаемости сосудов и инфильтрация полиморфноядерными лейкоцитами, асептическим воспалением организм реагирует на инородное тело [36]. ВМК также стимулирует выработку простагландинов в полости матки, что опять же вызывает асептическое воспаление и постоянное сокращение матки. Известен так называемый «фитильный» или «капиллярный» эффект нитей ВМК, способствующий распространению микроорганизмов из влагалища и шейки матки в вышележащие отделы репродуктивной системы [8].
Согласно данным Струкова В.А., у 70 % женщин через 2 года после введения внутриматочного контрацептива при отсутствии клинической симптоматики определяются гистологические признаки эндометрита. Тяжесть течения четко коррелирует с длительностью ношения ВМК [25, 26]. Превышение использования ВМК более 3–5 лет является одной из причин формирования тубоовариальных образований и гиперпластических процессов в эндометрии [24, 39].
Несмотря на использование современных методов диагностики и лечения [19, 20, 21], частота воспалительных заболеваний матки не имеет тенденции к снижению [30].
Согласно данным ряда исследователей внутриматочный метод контрацепции не повышает риска возникновения онкологических заболеваний шейки матки в период пользования ВМК [14, 22, 39].
В ряде проводимых исследований было отмечено, что сочетанное применение агонистов гонадолиберина с введением внутриматочных гормональных рилизинг – систем содержащих левоноргестрел, является эффективным методом лечения сложной атипической гиперплазии и высокодифференцированной аденокарциномы эндометрия IA стадии у женщин репродуктивного возраста с нереализованной репродуктивной функцией [12].
Принципиально важен вопрос о надёжной и безопасной контрацепции у женщин с сахарным диабетом. Известно, что больная сахарным диабетом, может применять любой метод контрацепции, но он должен быть надёжным и безопасным [11].
Использование ВМК у женщин с сахарным диабетом не оказывает клинически значимого влияния на показатели углеводного и липидного обмена. Использование внутриматочных противозачаточных средств обладает нейтральным эффектом на систему гемокоагуляции и фибринолиза [3].
Важнейшим показателем для любого внутриматочного контрацептива является длительность применения. На практике же под влиянием социально-экономических факторов, различных мотивационных факторов, ошибочного отношения пациенток к ВМК, как к удобному и бессрочному методу предупреждения нежелательной беременности реальные сроки применения контрацептива нередко превышают рекомендованные [25]. Часто женщины мотивируют несвоевременное удаление ВМК забывчивостью, отсутствием времени для визита к врачу, невниманием к собственному здоровью [8].
Редким, но серьезным осложнением ВМК является перфорация матки. Частота перфорации матки зависит от типа внутриматочных контрацептивов и варьирует от 0,2 до 1,5 на 1000. Чрезвычайно редким осложнением ВМК (1 случай на 92500) является перфорация мочевого пузыря [40].
Несмотря на накопленный опыт и данные научных исследований, выбор метода контрацепции является сложной задачей, решение которой должно осуществляться индивидуально акушером–гинекологом и пациенткой [39]. Применяя ВМК женщина может эффективно контролировать процесс деторождения.
Таким образом, при планировании семьи необходимо использовать полноценную, безвредную и удобную контрацепцию, которой, в частности, является применение внутриматочных противозачаточных средств [6].