Цель работы - оценить возможность выполнения подкожной кожусберегающей мастэктомии с одновременным эндопротезированием в комплексном лечении рака молочной железы.
Начиная с 2007 г. в исследование включены 13 пациентов с гистологически верифицированным раком молочной железы в возрасте от 25 до 60 лет, медиана 42,4±3,9 лет. Т1-2 N0-1 M0 стадия была у 8 пациентов, T3 N0-1 M0 стадия констатирована у 4 больных, а в 1 случае T4 N1 M0. Пациентам с I-П В стадией (8) лечение начинали с хирургического вмешательства. 5 больным со стадией T3-4 N0-1 M0 на первом этапе проводилась неоадьювантная полихимиотерапия по схеме CAF (3 больных), и по схеме АР (2 пациентки) в среднем по 2 цикла с последующим оперативным вмешательством. Кожусберегающая подкожная мастэктомия выполнялась разрезом в области наружных квадрантов с переходом в подмышечную впадину. Объем удаляемых тканей был стандартным. В тех случаях, когда опухоль близко прилегала к коже, выполняли иссечение этого участка. После удаления опухоли осуществляли имплантацию эндопротеза. Использовали текстурированные эндопротезы фирмы MENTOR, объемом от 200 до 450 см3. Корректирующие операции на второй молочной железе не выполнялись, в связи с отсутствием у пациенток такой необходимости. В раннем послеоперационном периоде инфекционных осложнений и гематом не наблюдалось. После 15 дня проводили адьювантную полихимиотерапию по схемам: АС, CAF, AP. Дистанционную гамматерапию на молочную железу до СОД 42 Гр получили 10 больных. Длительная лимфорея (более 30 дней) была у трех пациенток. У одной больной развилась ишемия и некроз кожи, что потребовало удаление эндопротеза. За время наблюдения признаков местного возврата заболевания не отмечено.
Полученные результаты свидетельствуют о возможном одновременном выполнении модифицированной подкожной мастэктомии с сохранением кожи и сосково-ареолярного комплекса с эндопротезированием. Такой объем операции обеспечивает достижение наилучшего эстетического результата лечения, не снижает радикальность хирургического вмешательства и значительно расширяет возможности социальной и психологической реабилитации пациенток, занимающей ключевую позицию при выборе тактики лечения рака молочной железы.