Основная задача современного акушерства – рождение здорового ребенка, а также снижение показателей перинатальной смертности, заболеваемости и инвалидизации детей. В развитых странах показатель перинатальной смертности варьирует от 5 до 10 %. В России данный показатель в 2014 г. составил 8,81‰, при этом удельный вес мертворождений достигал 6,02 ‰ (Здравоохранение в России, 2015). Совершенствование перинатальных технологий в последнее десятилетие привело к снижению ранней неонатальной смертности, однако показатели антенатальной и интранатальной смертности остаются относительно высокими, составляя до 50 % всех перинатальных потерь (Широкова В.И. и соавт., 2009). В структуре причин перинатальной смертности лидирующие позиции занимают гипоксия плода и асфиксия новорожденного – 84,9 % (Стародубов В.И. и соавт., 2012). В настоящее время известно, что основной причиной развития критического состояния плода при беременности является декомпенсированная плацентарная недостаточность (Стрижаков А.Н. и соавт., 2015; Игнатко И.В. и соавт., 2015). Однако, с началом родовой деятельности и в процессе родового акта может возникнуть ургентная ситуация, с появлением признаков угрожающей асфиксии плода, даже при отсутствии маркеров плацентарной дисфункции в течение настоящей беременности. Литературные источники утверждают, что интранатальная гипоксия плода непосредственно отражается на состоянии здоровья новорожденного, увеличивая показатели перинатальной заболеваемости и смертности (Еремина О.В., 2014).
Цель: изучить основные причины возникновения критического состояния плода в родах.
Материал и методы: Проведен ретроспективный анализ 31 истории родов, осложнившихся развитием острой гипоксии плода, по данным Перинатального Центра ГУЗ Саратовской городской клинической больницы №8. Основную группу составили 20 пациенток, у которых острая гипоксия плода диагностирована в родах. Группу сравнения – женщины с критическим состоянием плода при беременности (n = 11). Обследование беременных проводилось согласно приказа № 572н. Для оценки состояния плода использованы УЗИ с допплерометрией, кардиотокографическое исследование (КТГ), определение лактата в крови из предлежащей головки плода. Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Statgraphics (Statistical Graphics System), разработанного фирмой «STSC Inc.»
Результаты исследования. Возраст беременных в обеих группах варьировал от 19 до 36 лет. Первые роды от первой беременности предстояли у 40 % женщин (n = 8) основной группы. В группе сравнения во всех случаях пациенткам предстояли 1 роды, при этом первобеременных было всего лишь 36,4 % (n = 4). Преждевременные роды в интервале от 29 до 35 недель констатированы только в группе сравнения (n = 9; 81,8 %). Среди осложнений течения беременности отмечены: угроза прерывания в различные сроки гестации (в основной группе – 25 %, в группе сравнения – 100 %), анемия (соответственно, у 15 % и 54,5 %). Кроме того, в группе сравнения диагностированы гестационная артериальная гипертензия (18,2 %), умеренная преэклампсия (27,3 %), маловодие (36,4 %), многоводие (18,2 %), нарушения гемодинамики в системе «мать-плацента-плод» (54,5 %), задержка роста плода (36,4 %), преждевременное созревание плаценты (54,5 %). В основной группе нарушения маточно-плацентарного кровотока Iа степени прослежены у 5 беременных (25 %), а задержка роста плода I степени выявлена у 1 (5 %).
В группе сравнения во всех случаях беременность завершена операцией кесарева сечения в экстренном порядке. Показаниями к операции явились преждевременная отслойка плаценты и кровотечение (90,9 %), критическое состояние плода (9,1 %) по данным УЗИ с допплерометрией (нулевой диастолический кровоток в пупочной артерии, задержка роста плода II, маловодие).
Анализ течения родового акта у пациенток основной группы показал высокую частоту аномалий сократительной деятельности матки (60 %). Преждевременный разрыв плодных оболочек при отсутствии родовой деятельности, с последующим назначением миропристона, констатирован у 5 беременных. Дискоординация маточных сокращений прослежена у 7 женщин, слабость родовой деятельности – у 5. Патологическое окрашивание околоплодных вод (зеленые, мекониальные) выявлено в 40 % наблюдений в основной группе, а в группе сравнения – лишь в 1 случае (9,1 %). Признаки интранатальной гипоксии плода по данным КТГ (тахикардия с вариабельными или поздними децелерациями, брадикардия) диагностированы в I периоде родов – у 15, во II периоде – у 5 пациенток основной группы. В 5 случаях во II периоде родов выполнялось определение лактата в крови из предлежащей головки плода. Показанием для экстренного завершения родового акта с использованием вакуум-системы «Kiwi» явились полученные дополнительно результаты исследования уровня лактата крови 4,8-5,2 ммоль/л (n = 4). Таким образом, удельный вес консервативных родов через естественные родовые пути в основной группе составил 25 % (n = 5), а оперативные пособия при родоразрешении использованы в 95 % наблюдений (кесарево сечение – 75 %; вакуум-экстракция плода – 20 %).
В основной группе родилось 20 живых доношенных детей весом от 2630 до 4200 г. При оценке состояния новорожденных асфиксия легкой степени (6-7 баллов по Апгар) констатирована у 8 (40 %), умеренная асфиксия (4-5 баллов) – у 10 (50 %), тяжелая асфиксия (1-3 балла) – у 2 (10 %). Анализ возможных причин возникновения интранатальной гипоксии и асфиксии при рождении показал, что в 9 наблюдениях имело место тугое обвитие пуповины вокруг шеи плода (45 %), абсолютная короткость пуповины зафиксирована в 2 случаях (10 %), истинный узел пуповины – в 1 (5 %), тощая пуповина и краевое прикрепление ее – в 2 (10 %), разрыв пуповинных сосудов – в 1 (5 %). И только в 5 наблюдениях (25 %) в этой группе отмечены патологические изменения в плаценте (тощая плацента, наличие петрификатов в ткани плаценты).
В группе сравнения у 4 беременных произошла антенатальная гибель плода (36,4 %), в связи с прогрессирующей отслойкой плаценты. В состоянии асфиксии легкой степени родилось 2 новорожденных (18,2 %), умеренной асфиксии – 3 (27,3 %), тяжелой асфиксии – 2 (18,2 %). При этом вес детей при рождении в группе сравнения был достоверно ниже (от 970 до 2840 г).
Результаты гистологического исследования последов позволили установить в группе сравнения признаки острой плацентарной недостаточности у 10 беременных (90,9 %), декомпенсированной формы – у 1 (9,1 %). В основной группе у 6 пациенток выявлена субкомпенсированная недостаточность плаценты (30 %).
При клиническом обследовании новорожденных церебральная ишемия была диагностирована в основной группе в 95 % случаев (n = 19), в группе сравнения – в 63,6 % (n = 7); респираторный дистресс-синдром, в 5 % и 54,5 %, соответственно, внутрижелудочковые кровоизлияния – в 5 и 18,2 %. Кефалогематомы и натальная цервикальная травма констатированы только у детей основной группы (10 %; n = 2).
Заключение. Основными причинами возникновения критического состояния плода в родах являются патология длины пуповины и аномалии ее прикрепления (75 %), что осложняет течение родового акта, увеличивает удельный вес применения оперативных пособий в экстренном порядке (95 %) и приводит к повышению перинатальной заболеваемости в этой группе доношенных новорожденных. Результаты проведенного исследования диктуют необходимость разработки дополнительных критериев антенатальной диагностики и прогнозирования аномалий пуповины для снижения перинатальных потерь.